Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

Директива № 1

Дата: 6 апреля в 10:41, Обновлено 10 октября в 11:31

Директива Президента Республики Беларусь № 1

«О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины»

Безответственность и халатность, невыполнение требований пожарной безопасности, строительных норм приводят к гибели людей.

В результате пожаров и других чрезвычайных ситуаций в 2003 году погибло почти 1300 человек. Ущерб экономике и экологии страны от пожаров ежегодно составляет десятки миллиардов рублей.

Имеет место гибель военнослужащих Вооруженных Сил, пограничных и внутренних войск, сотрудников правоохранительных органов при обстоятельствах, не связанных с профессиональным риском.

Во многих организациях пренебрегают элементарными требованиями техники безопасности, не соблюдают технологические нормы производства, смирились с низкой трудовой и исполнительской дисциплиной, упускают из виду, что укрепление дисциплины и правопорядка - важнейшая основа обеспечения общественной безопасности, ускорения социально-экономического развития страны, улучшения жизни людей.

Одной из причин чрезвычайных ситуаций, нарушений трудовой дисциплины, производственного травматизма и дорожно-транспортных происшествий является пьянство.

В прошлом году за распитие спиртных напитков на рабочих местах органами внутренних дел привлечено к административной ответственности свыше 50 тысяч работников организаций всех форм собственности. От управления автотранспортом отстранены 83,8 тысячи водителей, находившихся в состоянии алкогольного опьянения. В дорожно-транспортных происшествиях погибли 1,8 тысячи человек, получили ранения и увечья 7,4 тысячи.

Указанные факты свидетельствуют о наличии серьезных недостатков в функционировании системы обеспечения общественной безопасности, о неполном выполнении органами государственного управления своих задач в данной сфере. Это подтверждают и обращения граждан, поступающие на рассмотрение Главы государства. В результате общество несет невосполнимые потери, а имеющиеся резервы для улучшения положения в стране остаются неиспользованными.

В целях укрепления общественной безопасности и дисциплины:

1. Совету Министров Республики Беларусь, республиканским и местным органам государственного управления, другим государственным органам и организациям:

1.1. В 2004 году повсеместно провести обследование объектов социально-бытового и культурного назначения независимо от форм собственности и принять необходимые решения о выполнении ремонтных работ и об эксплуатации строений, находящихся в аварийном и ветхом состоянии;

1.2. Организовать во всех коллективах и по месту жительства граждан обучение действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

1.3. Включить в перечень критериев оценки работы руководящих кадров всех уровней показатели состояния трудовой и исполнительской дисциплины, обеспечения безопасного труда в возглавляемых ими отраслях, областях, городах, районах и организациях;

1.4. Обеспечивать безусловное и немедленное расторжение контрактов с работниками за нарушение правил охраны труда и техники безопасности, повлекшее увечье или смерть, за причинение государству, юридическим или физическим лицам имущественного ущерба, распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, а с руководителями - за необеспечение должной трудовой дисциплины подчиненных, сокрытие фактов нарушения ими трудовой и исполнительской дисциплины либо за непривлечение виновных лиц к ответственности, установленной законодательством;

1.5. Регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. По выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры материального и административного воздействия;

1.6. До 1 июня 2004 г. принять необходимые решения:

о повышении персональной ответственности руководителей за выпуск и реализацию продукции, не соответствующей требованиям стандартов, неосуществление мер по соблюдению производственной дисциплины;

об усилении контроля за качеством разрабатываемой проектно-сметной документации, строительства, ремонта и реконструкции объектов производственного и социально-бытового назначения;

о возмещении материального ущерба, причиненного в результате нарушения законодательства, непринятия надлежащих мер по защите жизни и здоровья людей.

2. Совету Министров Республики Беларусь:

2.1. до 1 мая 2004 г. внести на рассмотрение Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Закона "О внесении изменений и дополнений в Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях", предусмотрев в нем ответственность за причинение вреда деятельностью, создающей повышенную опасность для окружающих;

2.2. совместно с Государственным секретариатом Совета Безопасности разработать и до 1 июня 2004 г. представить Президенту Республики Беларусь проект правового акта, в котором предусмотреть меры по созданию государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны Республики Беларусь на 2004-2007 годы;

2.3. до 1 июня 2004 г. принять необходимые решения либо в установленном порядке внести проекты соответствующих нормативных правовых актов:

о повышении безопасности дорожного движения и надежности эксплуатации транспортных средств, ответственности должностных лиц за незаконную регистрацию автотранспортных средств и необоснованную выдачу водительских удостоверений;

об усилении ответственности за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения;

об увеличении платы за пользование природными ресурсами и оказание воздействия на окружающую среду, расширении применения мер стимулирования природоохранной деятельности.

3. Комитету государственной безопасности, Министерству внутренних дел совместно с Министерством транспорта и коммуникаций, Государственным комитетом по авиации, Белорусской железной дорогой и Минским горисполкомом разработать и осуществить дополнительные организационные, режимные и иные меры, обеспечивающие безопасность перевозок пассажиров, особенно воздушным, железнодорожным транспортом и в Минском метрополитене.

4. Министерству по чрезвычайным ситуациям, Министерству внутренних дел, местным исполнительным и распорядительным органам до 1 апреля 2004 г. принять меры к обеспечению совместных действий по предупреждению чрезвычайных ситуаций в сельской местности.

5. Комитету государственного контроля усовершенствовать методику проверок субъектов предпринимательской деятельности, усилить внимание к предупреждению правонарушений в реальном секторе экономики и социальной сфере.

6. Министерству информации, печатным и электронным средствам массовой информации:

с 20 марта 2004 г. ввести рубрики и циклы передач по вопросам укрепления общественной безопасности и дисциплины, охраны труда и техники безопасности, рационального использования природных и энергетических ресурсов;

систематически освещать организаторскую и воспитательную работу по повышению трудовой и исполнительской дисциплины, наведению общественного порядка, по профилактике пьянства и алкоголизма, в том числе среди участников дорожного движения; исключить пропаганду жестокости, насилия и других аморальных проявлений.

7. Облисполкомам и Минскому горисполкому до 1 октября 2004 г.: обеспечить проверки организации работы по обслуживанию населения, состояния трудовой дисциплины в сфере жилищно-коммунального хозяйства и результаты их рассмотреть на заседаниях исполкомов.

Учитывая общественную важность предотвращения потерь, вызванных безответственностью, равнодушием и снижением нравственных норм, обращаюсь:

к Советам депутатов всех уровней, Федерации профсоюзов Беларуси, Белорусскому республиканскому союзу молодежи активнее участвовать во внедрении системы государственных социальных стандартов, решительнее защищать права тружеников, в том числе в негосударственных организациях, оказывать содействие в борьбе с пьянством, строго контролировать рациональное использование природных и энергетических ресурсов, охрану окружающей среды;

к коллективам работников, всем гражданам содействовать реализации положений настоящей Директивы, неукоснительно выполнять требования законодательства. Это необходимо для оздоровления общества, укрепления правопорядка, усиления могущества и авторитета нашей страны.

Новая редакция Директивы № 1

15.10.2015

   С 14 октября 2015 года действует новая редакция Директивы Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 N 1 "О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины" (далее - Директива N 1), изложенная Указом Президента Республики Беларусь от 12.10.2015 N 420 "О внесении изменений и дополнений в Директиву Президента Республики Беларусь" (далее - Указ N 420).

 Установлено, что одним из основных критериев оценки выполнения Директивы N 1 является в том числе обеспечение здоровых и безопасных условий труда (подп. 1.1 п. 1 Директивы N 1).

 Ряд обязанностей работников и нанимателей конкретизированы и сформулированы по-новому.

 В частности, руководителям организаций всех форм собственности, а также государственных органов предписано обеспечить безусловное привлечение работников к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения:

- за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

- распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы.

 Отметим, что ранее за такой дисциплинарный проступок, как распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы, предусматривалось увольнение работника (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 1 (в ред. от 11.03.2004)). Сейчас за этот проступок, а также за некоторые иные проступки наниматель должен привлечь работника к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 1). Исходя из буквального прочтения указанной нормы, можно сделать вывод, что наниматель за вышеназванные проступки с учетом их тяжести, обстоятельств совершения, предшествующей работы и поведения работника на производстве должен применить одну из четырех возможных мер дисциплинарного взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) лишение полностью или частично дополнительных выплат стимулирующего характера на срок до 12 месяцев (подп. 3.3 п. 3 Декрета Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 N 5 "Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций");

4) увольнение (ч. 1 и 3 ст. 198 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее - ТК)).

 При этом больше не имеет значения вид трудового договора, заключенного с работником, допустившим подобное нарушение. Напомним, что в прежней редакции Директивы N 1 за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы предусматривалось безусловное и немедленное расторжение в отношении только такой разновидности срочного трудового договора, как контракт (подп. 1.4 п. 1 Директивы N 1 (в ред. от 11.03.2004)).

 Нанимателям запрещено допускать работников к работе на оборудовании с неисправностями либо при отсутствии его испытаний, осмотров, технических освидетельствований. Отметим, что эта обязанность корреспондирует с требованием законодательства об охране труда в части обеспечения безопасности при эксплуатации оборудования (абз. 2 ч. 1, абз. 2 ч. 2 ст. 17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 N 356-З "Об охране труда" (далее - Закон)).

 Кроме того, нанимателям предписано обеспечить систематический контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда или повышенной опасностью. Такой контроль должен осуществляться путем проведения освидетельствований и (или) медицинских осмотров, в том числе с использованием специальных приборов. Данная обязанность соотносится с требованиями законодательства об охране труда (абз. 13 ч. 2 ст. 17 Закона). Однако критерия систематичности новая редакция Директивы № 1 не содержит. Полагаем, что наниматель должен самостоятельно определять периодичность такого контроля, исходя из требований законодательства, регулирующих указанные правоотношения (например, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения предсменного (перед началом работы, смены) медицинского осмотра работающих, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 02.12.2013 N 116/119 (далее - Постановление № 116/119)). На наш взгляд, такой контроль не должен носить разовый характер. Напомним, что установлен перечень работ (профессий), при выполнении которых требуются предсменный (перед началом работы, смены) медицинский осмотр либо освидетельствование работающих на предмет нахождения в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (приложение к Постановлению № 116/119).

 Работникам поручено немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств в случае неисправности такого оборудования, средств защиты, ухудшения состояния своего здоровья. Об этом незамедлительно должен ставиться в известность непосредственный руководитель (иное уполномоченное должностное лицо нанимателя) (п. 4 Директивы N 1). Отметим, что последняя из названных обязанностей работника была закреплена и ранее (п. 5 ст. 232 ТК, абз. 4 ч. 2 ст. 19 Закона). Таким образом, можно говорить о конкретизации обязанностей работника в сфере охраны труда в части принятия соответствующих мер.

 Несмотря на то что новая редакция Директивы № 1 не требует приводить трудовые договоры в соответствие с ее нормами, полагаем, данные обязанности наниматель может включать в текст трудового договора с работником, поскольку такое право ему предоставлено законодательством (ч. 3 ст. 19 ТК).

 Правительству Республики Беларусь предписано принять ряд мер. В частности, до 1 января 2016 года планируется:

- расширить полномочия должностных лиц на осуществление контроля за соблюдением работниками законодательства об охране труда;

- усилить контроль за своевременным прохождением работниками обязательных медицинских осмотров (абз. 2 и 6 подп. 2.1 п. 2 Директивы N 1).

 В связи с этим могут участиться проверки в области соблюдения законодательства по охране труд

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.