Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

История

Дата: 3 октября в 10:29, Обновлено 3 октября в 10:37

Олимпиада по истории

7 класс

I. Назовите правильный ответ.  Каждый правильный ответ 2 балла, № 1 – 3 балла, № 10 – 3 балла.

  1. Назовите, на какие три категории делилось население Спарты - 
  2. Назовите имя афинского мудреца, учителя Александра Македонского - 
  3. С правления, какого императора Римское государство стали называть империей -  
  4. Назовите имя сенатора, друга Цезаря, возглавившего против него заговор -

5.     Назовите родину "узелкового письма"-

  1. Назовите имя знаменитого римского поэта, автора оды «Памятник» -
  2. Назовите имя римского бога, который по мнению римлян, связывал прошлое и будущее- 
  3. В какой стране Западной Европы раньше всего произошло освобождение крестьян от личной зависимости -
  4. Назовите дату, которая считается концом эпохи древнего мира и началом эпохи средневековья - 
  5. Укажите отличие ионического стиля храмовой архитектуры от дорического -

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II. Дайте определение. Каждый правильный ответ 2 балла.

1. Сословно-представительская монархия –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Великие географические открытия –

_____________________________________________________________________________________________

3. Инквизиция –

_____________________________________________________________________________________________.

_____________________________________________________________________________________________

4. Цивилизация –

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Религия -

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

III. Найдите в тексте исторические ошибки, отметьте и исправьте их. Всего 12 баллов.

Человечество в Средние века

Большой путь проделало человечество за тысячу средневековых лет, от падения Восточной Римской империи до открытия Америки норманнами. Первое государство франков зародилось в Центральной Европе при Карле Великом. Наследницей Рима стала Византия со своей столицей Иерусалимом. В этом городе находятся святыни трех религий – христианства, ислама и буддизма.

В средневековом обществе утвердилось понятие «феодальная лестница». На самой низшей ступени ее находились крестьяне. Многие из них в поисках лучшей доли вынуждены были уходить в города. Огромно было влияние церкви в средние века. Папы посылали верующих в крестовые походы против африканцев. В 1064 году единая христианская религия раскололась на две ветви – католицизм и протестантизм.

Средневековье дало человечеству многих выдающихся исторических деятелей: героиню английского народа Жанну Д’Арк, профессора Краковского университета Яна Гуса, сожженных на костре за свои убеждения.

Идеал средневековой цивилизации – доблесть, храбрость и физическая сила – привлекает многих и в сегодняшние дни.

IV. Исключите из логического ряда  лишнее? Объясните, почему?

Каждый правильный ответ - 1 балл. С объяснением – 3 балла. Всего 9 баллов.

  1. Вотчина – поместье - тимар- бенефиций- корм.

_____________________________________________________________________________________

  1. Боярская дума – парламент - Генеральные штаты – кортесы

_____________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

  1. Ян Гус – Ян Жишка – Ян Длугош - Прокоп Голый

______________________________________________________________________________________

V. Соотнесите правителя, годы его правления, страну правления. Каждый правильный ответ 3 балла. Всего 12 баллов.

1) Карл IV                             А) 1331 – 1371                          а) Второе Болгарское Царство

2) Казимир III Великий       Б) 1331 – 1355                           б) Сербия

3) Стефан Душан                 В) 1346 – 1378                           в) Польша

4) Иван Александр              Г) 1333 – 1370                            г) Чехия

1     -            -    

2        -              -          

3              -                -  

4           -              -   

VI. Определите историческую личность. Каждый правильный ответ  2 балла. Всего 10 баллов.

  1. Кому принадлежит высказывание: "Я так люблю Францию, что предпочел бы иметь в ней шесть государей вместо одного" -               
  2. Получил прозвище "кошель для денег" -                                               
  3. Его имя означает "железный", мечтал стать "повелителем мира" -    
  4. О нем говорили: "получил Польшу деревянной, а оставил ее каменной"  -   
  5. "Принц-мореплаватель" -                                                                         

VII. Назавіце прычыны ўзнікнення Вялікага княства Літоўскага. За правільны адказ 4 балы.

____________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

VIII. Сярод прапанаваных паняццяў падкрэсліце тыя, якія сведчаць аб узнікненні і развіцці гарадоў.

Усяго 6 балаў.

Славянізацыя, дзядзінец, бортніцтва, сабор, матычнае зеляробства, пасад, аддзяленне рамяства ад земляробства,канцы, верв, торг, трызна.

IX. Дайце характарыстыку палітычнага ладу Полацкага княства ў XXIII стст. Па наступнаму плану. Усяго 8 балаў

А) якія пытанні вырашала веча

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) якія пытанні вырашаў князь

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

X. Правільна звяжыце паміж сабой гістарычную падзею, імя дзеяча і год калі яна адбылася. Кожны правільны адказ – 3 балы. Усяго 12 баллаў.

1

980г.

а

Брачыслаў

А

Бітва на рацэ Нямізе

2

988г.

б

Рагвалод

Б

Пачатак уласнай полацкай дынастыі

3

1021г.

в

Ізяслаў

В

Вайна с Ноўгарадам за волакі

4

1067г.

г

Усяслаў

Г

Забіты наугародскім князем Уладзімірам

1     -        -

2       -        -

3      -        -   

4    -          -

XI. Выберыце правільны варыянт адказу. Кожны правільны адказ 2 балы. Усяго 8 балаў.

1. Яшчэ падлеткам разам з бацькам і братам ен сядзеў у порубе. Потым стаў заснавальнікам дынастыі, а жыцце скончыў таксама ў порубе:

А) Святаполк Акаянны

В) Глеб Усяславіч

Б) Усяслаў Брачыславіч

Г) Давыд Усяславіч

2. Мінск упершыню ўпамінаецца ў сувязі:

А) з паходам кіеўскіх князеў на Полацкае княтсва

В) з гандлевым пагадненннем

Б) з паходам полацкіх князеў на Кіеўскае княства

Г) з удзелам жыхароў Мінска ў паходзе на Канстанцінопаль

3. Назавіце з прапанаваных асоб дзядзьку і пляменніка, якія то ваявалі паміж собой, то мірыліся:

А) Уладзімір Святаславіч і Ізяслаў Уладзіміравіч

В) Яраслаў Мудры і Брачыслаў Ізяславіч

Б) Узяслаў Брачыславіч і Уладзімір Манамах

4. Першыя святыя сярод усходніх славян:

А) Барыс і Глеб

В) Ефрасіння Полацкая і Кірыла Тураўскі

Б) Кірыл і Мяфодзій

XII. Якія беларускія землі на працягу другой паловы XIII – XIV ст. увайшлі ў склад Вялікага княства Літоўскага мірным шляхам. Кожны правільны адказ 1 бал. Усяго 4 балы.

  1. Полацкае княства
  2. Мінскае княства
  3. Мсціслаўскае княства
  4. Віцебскае княства

XIII. Назавіце імены гістарычных асоб аб якіх ідзе гаворка у тэксце. За поўны адказ 8 балаў.

……………….пакінуў пасля сябе сямера сыноў. Трон заняў жыўшы з бацькам у Вільні………., што выклікала незадавальненне астатніх. Бо па традыцыі ўладу павінен быў атрымаць у спадчыну старэйшы сын – ………………. Браты адхілілі ………………ад трона і падзялілі ўладу паміж сабой. ………..адышлі Віленскае княства і далучаныя рускія землі;                          правіў у Троках, Гародні і Жамойці.

_____________________________________________________________________________________________

XIV. Правільна суаднясіце імены культурных дзеячаў з характарыстыкай іх дзейнасці. Кожны правільны адказ 2 балы. Усяго 10 балаў.

1. Кірыла Тураўскі

2. Іаан

3. Еўфрасіння Полацкая

4. Лазар Богша   

5. Усяслаў     

А. Майстар –ювелір

Б. Жанчына – кнігапісец

В. Князь –чарадзей

Г. Дойлід

Д. Златавуст

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

XV. Правільна звяжыце паміж сабой назву гістарычнай падзеі, год калі яна адбылася, імя дзеяча. Кожны правільны адказ 3 балы. Усяго 18 балаў.

А) Абарона ад крыжакоў горада-крэпасці Кукейнос

а) 1410

1.Якаў Палачанін

Б) Бітва на рацэ Нява

б) 1399

2. князьАндрэй Полацкі

В) Бітва пад Грунвальдам

в) 1380

3. Вялікі князь  літоўскі Альгерд

Г) Бітва на Куліковым полі

г) 1363

4. Князь Вячка

Д) Бітва на Сініх Водах

д) 1203

5. вялікі князь літоўскі Вітаўт

Е) Бітва на рацэ Ворскле

е) 1240

6. Польскі кароль Ягайла

А

Б

В

Г

Д

Е

Олимпиада по истории

8 класс

  1. Назовите правильный ответ. Каждый правильный ответ 1 балл., № 11 2 балла. Всего 12 баллов.

В исторических исследованиях Средневековья указывается, что 6 млн. стали жертвами эпидемий войн, а еще 9 млн. человек стали жертвами эпидемий чумы и оспы. А чьими жертвами стали еще 12 млн. человек?  ________________________________________________________________________

  1. Как назывался первый в Европе закон о свободе вероисповедания ____________________________
  2. Органами якобинской диктатуры стали  __________________________________________________

________________________________________________________________________________________

  1. Появление русского книгопечатания в XVI в. связано с именами талантливейших людей  _____________________________________________________________________________________
  2. В Японии самой популярной формой поэтического творчества с XVI в. стало стихотворение из трех строк _______________________________________________________________________________
  3. Першым гісторыкам ВКЛ лічыцца польскі храніст XVI ст. ___________________________________
  4. Самымі старажытнымі гарадамі Панямоння з‘яуляюцца  ____________________________________
  5. Як называліся мясцовыя купцы у Рэчы Паспалітай, якія ездзілі гандляваць не далей чым за 10 верстаў ад горада ______________________________________________________________________
  6. Вядучым кірункам рэфармацыйнага руху Беларусі з сярэдзіны XVI ст. з’яуляўся _________________
  7. Во второй половине XVII в. на юге монгольской Индии возникло государство маратхов. Его правителем был ______________________________________________________________________
  8. Средневековье оставило нам много замечательных памятников архитектуры. Среди них, однако, нет ни одного, который датировался бы второй половиной Х века. Почему? ________________________

_________________________________________________________________________________________

II. Дайте определение. Каждый правильный ответ 2 балла.

1. Барокко –

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Идеология –

__________________________________________________________________________________________

3. Просвещение –________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Протестанты –

_________________________________________________________________________________________

5. Прывілей – ___________________________________________________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­________________________________________________________________________________________

6. Сойм – ________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

7.  “Ліберум вета” –___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Кастэль - __________________________________________________________________________________________

III. По какому принципу образованы ряды. Каждый правильный ответ – 2 балла. Всего 10 баллов.

1. Ф.Петрарка, Д.Боккаччо, Донателло, С.Боттичелли-  _____________________________________

2. Флоренция, Милан, Венеция, Генуя -  ___________________________________________________

3. М.Робеспьер, Ж.Дантон, Ж.П.Марат, К.Демулен - _________________________________________

4. Ваявода, маршалак, гетман, канцлер, кашталян - ________________________________________

5. Згоны, чынш, паншчына, дзякла, гвалты - _______________________________________________

IV. Узнайте, о какой исторической личности идет речь.  Каждый правильный ответ 2 балла. Всего 12 баллов

1.

  • Она сочиняла комедии, оперы и сказки для детей.
  • Она успешно осуществляла внешнюю политику.
  • Вела переписку с видными мыслителями Запада.

2.

  • Он выдавал себя за императора Петра III.
  • Дворян он велел «ловить, казнить и вешать».
  • Был казнен на Болотной площади в Москве.

3.

  • Этот человек заикался, был кривоног, груб в обращении, да еще и трусоват.
  • Его интересовало все – от вреда курения и развития спорта до богословских споров.
  • Он был представителем династии Стюартов.

4.

  • В его царствование был сделан новый крупный шаг по пути развития поместного землевладения и закрепощения крестьян.
  • При нем сильно ослабла власть бояр.
  • Он впервые созвал Земский собор.
  • Его поступки историки оправдывают тяжелым детством.

5.

  • Он пережил несколько покушений на себя.
  • Чтобы спасти свою жизнь, он несколько раз менял веру.
  • Твердо решив стать королем Франции, он произнес: «Париж стоит мессы»

6.

  • Этому французу принадлежит фраза «Дворяне – главный нерв государства».
  • С ним Анна Австрийская отказалась танцевать сарабанду.
  • С помощью своих эдиктов он тщетно пытался искоренить дуэли во Франции в первой половине XVII века.

V. Соотнесите даты и события. Каждый правильный ответ 1 балл. Всего 15 баллов.

А) 1792г

Б) 1480 г.

В)1755 г.

Г)1783 г.

Д) 1492 г.

Е) 1380 г.

Ж) 1388 г.

З) 1453 г.

И) 1368 г.

К)1787г г.

Л) 1654 г.

М) 1770г.

Н) 1397 г.

О) 1757г.

П) 1302г.

Р) 1410 г.

С) 1385 г.

1. «Бостонская бойня»

2. Присоединение Левобережной Украины к России

3. Куликовская битва

4. Начало завоевания Индии Англией

5. Возникновение Генеральных штатов во Франции 

6. Принятие конституции США

7. Ликвидация монархии и установление республики во Франции

8. Присоединение Крыма к России

9. Конец монголо-татарского ига на Руси

10. Открытие Колумбом Америки

11. Взятие Константинополя турками-османами

12. Основание Московского университета

13. Освобождение Пекина китайскими повстанцами от монголов

14. Открытие Мыса Доброй Надежды

15. Кальмарская уния

А

Б

В

Г

Д

Е

Ж

З

И

К

Л

М

Н

О

П

VI. Что из перечисленного относится к истории Чехии позднего средневековья, а что к истории Польши? Каждый правильный ответ 1 балл. Всего 12 баллов.

А) Кревская уния, Б) табориты, В) Кошицкий привилей, Г) «Золотая булла», Д) Казимир III Великий, Ж) собор святого Вита, З) Петр Парлер, Е) Вроцлав, И) Карл IV, К) Ян Длугош, Л) первый университет в Европе, М) «великая война»

                    Чехия

             Польша

VII. Заполните таблицу. Каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

Исторический деятель

Кто такой?

Чем известен

Томас Мор

М.В.Ломоносов

Дмитрий Донской

Альбрэхт Гаштольд

Стафан Баторый

VIII.

1. Заполинице таблицу “Реформация в Западной Европе” Каждый правильный ответ 1 балл. Всего 12 баллов.

Реформация в Германии

Реформация в Швеции

Реформация в Англии

Отношение к церкви

Отношение к Папе римскому

Отношение к католическим обрядам

Имущество католической церкви

2. Соотнесите названия важнейших течений кальвинизма и страны где они возникли. Каждый правильный ответ 1 балл. Всего 6 баллов.

А) Англия

Б) Франция

В) Голландия

1.Англиканство

2. Квакеры

3. Пуританство

4. Баптисты

5. Гугеноты

6. Пресвитерианство

А

Б

В

IX. Назовите имя деятелей науки XVI в. Каждый правильный ответ 2 балла.

  1. Открыл законы движения планет и доказал, что они вращаютя вкруг Солнца по вытянутым траекторым –
  2. Открыл, что Земля и все планеты вращаются по своей оси и вокруг Солнца -
  3. Заложил первоначальные основы механики, открыл существование пятен на Солнце и множество неивестных ранее звезд -  

X. Ответьте на вопросы. Каждый правильный ответ 2 балла. Всего 10 баллов.

1. Одним из любимых украшений русских женщин были подвески – колты. Почему их делали полыми?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Мастера, каких ремесленных специальностей селились поближе к воде? Почему?

_________________________________________________________________________________________

3. В XVII веке были очень популярны сатирические повести, которые высмеивали разные пороки. В одной из таких повестей все действующие персонажи – рыбы. Как она называется?

_________________________________________________________________________________________

4. Как в XVI- XVII веках назывался жанр литературы, который мы сейчас называем «биографией»?

_________________________________________________________________________________________

5. Во Франции их называли «жонглеры», а на Руси …..?_________________________________________

XI. Назавіце імя гістарычнага дзеяча, якому належіць наступнае выказванне. Кожны правільны адказ 2 бала. Усяго 6 балаў.

  1. “Нам і нашым унукам будзе вельмі крыудна, калі на гэту справу з часам прыйдзецца глядзець не з любоую, а са смуткам …”

______________________________________________________________

  1. “Не чужой якой моваю, але сваей уласнай правы пісаныя маем”

______________________________________________________________

  1. “Калі б я не быу каралем, то быу бы езуітам”________________________________________________

XII.

1. Правільна  суаднясіце тэрміны ў левым і іх азначэнне у правым слупках. Усяго 5 балаў

1.Чынш

2. “Пахожыя”

3. “Непахожыя”

4. Паншчына

5. Дзякла

А. Натуральная даніна

Б. Грашовы падатак

В. Адпрацовачная павіннасць

Г. Вольны селянін

Д. Прыгонны селянін

1

2

3

4

5

2. Суаднясіце прозвішчы магнацкіх родаў і месцы, дзе былі пабудаваны іх рэзыдэнцыі (палацава-замкавыя комплексы). Усяго 5 балаў

  1. Радзівілы
  2. Сапегі
  3. Агінскія
  4. Тызенгаўзы
  5. Тышкевічы

А. Гродна

Б. Нясвіж

В. Свіслач

Г. Ружаны

Д. Слонім

1

2

3

4

5

Суаднясіце імены дзеячаў культуры і яго твор. Усяго 5 балаў.

  1. Гальяш Пельгрымоўскі
  2. Мялецій Сматрыцкі
  3. Спірыдон Собаль
  4. Ян Радван
  5. Мікалай Радзівіл

А. “Буквар”

Б. “Радзівіліяда”

В. “Гутарка аднаго Паляка з Маскалем”

Г. “Граматыкі славенскія…”

Д. “Перагрынацыя”

1 -

2 -

3 -

4 -

5 -

XIII.

Пастаўце імены гістарычных дзеячаў у паслядоўнасці з храналогіяй іх праўлення. 1 бал за  правільны адказ у ланцужку. Усяго 20 балаў.

А) 1. Міндоўг. 2.  Трайдзень. 3. Транята. 4. Шварн. 5. Войшалк.

Б) 1.Гедымін. 2. Віцень. 3. Альгерд. 4. Яўнут. 5. Ягайла

В) 1. Казімір Ягелон. 2. Жыгімонд Кейстутавіч. 3. Свідрыгайла.4. Александр . 5. Жыгімонт I Стары.

Г) 1. Міхаіл Вішнявецкі. 2. Стафан Баторы. 3.Генрык Валезы. 4. Уладзіслаў IV Ваза 5. Ян III Сабескі

XIV. Назавіце імя гістарычнайай асобы. Кожны правільны адказ 2 балы. Усяго 6 балаў.

1. Прадстаўнік знакамітага магнацкага роду ВКЛ, выдатны палкаводец, нанес паражэнне шведам пад Кірхгольмам -

2. Вялікі гетман ВКЛ. З-за рознагалосся з каралем Янам II Казімірам упершыню ў гісторыі Рэчы Паспалітай сарваў сойм, даручыўшы свайму прыхільніку паслу Сіцінскаму выкарыстать права “ліберум вета”-

3. З’яўляўся манархам Саксоніі і адначасова каралем Рэчы Паспалітай. Падпісаў з Расіяй тайны Праабражэнскі дагавор -

XV. Выправіце памылкі ў тэксце. За кожную знойдзеную памылку налічваецца 1бал і за кожную правільна выпраўленую памылку  1бал. Максімальны бал  22.

Полацк – летапісны Полотеск, Полотьск, Полтеск – самы старажытны горад Беларусі і адзін з найстаражытнейшых гарадоў усіх славян. У пісьмовых крыніцах упершыню згадваецца ў 862 г. у “Аповесці мінулых гадоў” (Лаўрэнцьеўскі і Радзівілаўскі летапісы). Першым гістарычна вядомым полацкім князем з’яўляецца Рагвалод, забіты ў час паходу на Полацк пскоўскім  князем Уладзімірам Святаславічам недзе каля 980г.. Дачка Рагвалода Рагнеда стала жонкай Уладзіміра Святаславіча і нарадзіла яму чатырох сыноў – Ізяслава, Яраслава, Мсціслава, Барыса, з якіх менавіта Ізяслаў аднавіў дынастыю Рыгвалодавічаў.  Найбольшага раосквіту Полацкае княства дасягнула пры Усяславе Брачыславічы, які паспяхова адстойваў незалежнасць крывіцкай дзяржавы ад Кіева і нават сам пабываў на кіеўскім прастоле ў 1066г.

У канцы XII ст. у Полацку ўладарыў князь Валодша. У той самы час у вусці Дзвіны высадзіліся нямецкія рыцары, святары і купцы. У 1204г. яны заснавалі горад Рыгу, умацаваўшы яго моцнымі мурамі. Пачалося шматгадовае супрацьстаянне крыжацкай джяржавы і ўсходнеславянскіх княстваў. У 1307 г. Полаччына мірным шляхам і на ўмовах поўнага падпарадкавання стала часткай Вялікага Княтсва Літоўскага, у складзе якога горад яшчэ ў 1390 г. атрымаў Магдэбурскае права, а ў 1504 уваўшоў у Віцебскае ваяводства. У Лівонскую вайну горад быў заняты войскам маскоўскага цара Івана III і вызвалены войскам вялікага  князя Літоўскага і польскага караля Стафана Баторыя, які там памер і быў пахаваны. У XVIII ст. Полацк пабываў у якасці цэнтраў: Полацкай правінцыі, Полацкай губерні, Полацкага намесніцтва і Полацкай акругі  і Полацкага павета.

XVII. Ахарактарызуйце па плану (прычыны, сутнасць, вынікі) аграрную рэформу Жыгімонта II Аугуста. Правільны адказ 10 балаў. Прычыны – 3 бала, сутнасць - 4 бала, вынікі – 3 бала.

Прычыны

Сутнасць

Вынікі

XVIII. Охарактеризуйте событие. Полный ответ 10 баллов.

1)  причины великих географических открытий

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________
 

2)  последствия географических открытий

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

XIX. Растлумачце ўзаемасувязь паміж наступнымі датамі. Усяго 10 балаў.

1569г. - 1596г.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Олимпиада по истории

9 класс

I.   

А.   Вызначце правільныя адказы.. Правільны адказ-1 бал.Усяго 11 балаў.

  1.План Міхала Клеафаса Агінскага 1811г. прадугледжваў:

                   1.  далучэнне Польшчы да Расіі;

                   2.  заняцце дзяржаўных пасад асобамі мясцовага паходжання;

                   3.  прызнанне Статута 1588 г.;

                   4   прызнанне рускай мовы мовай справаводства;

                   5.  прызнанне Вярхоўнага Трыбунала ВКЛ ;

                   6.  утварэнне ВКЛ у складзе Расійскай Імперыі

Адказ:  

   2. Вынікі   далучэння  Беларусі да Расійскай імперыі  ў к. XVIII ст.

                 1.     адмена прыгоннага права;

                 2.    распаўсюджванне жорсткіх форм прыгону;

                 3.    увядзенне новых падаткаў;

                 4.    імпульс  у развіцці эканомікі;

                 5.    уцягванне ў агульнарасійскі  рынак;

                 6.    пачатак палітыкі  русіфікацыі

Адказ:  

Б.      Вызначце правільны адказ. Кожны правільны адказ-1бал. Усяго 15 балаў.

  1. Згодна падання пры пераправе праз р. Нёман у пачатку вайны 1812 г. для Напалеона быў нядобры знак:

             А.  з’яўленне каметы

Б.   конь скінуў імператара ў ваду

      В.   дарогу перабегла ліса

2. Падчас падрыхтоўкі вайны на Расію імператар Напалеон запрашаў прыняць удзел у паходзе:

           А.   Адама Чартарыйскага

               Б.   Якуба Ясінскага

          В.  Тадэвуша Касцюшку

3. Вызначце камандуючых трох русскіх армій, якія супрацьстаялі Напалеону ў заходніх губернях Расіі:

          А.   М.Барклай дэ Толі

Б.   П. Вінгенштэйн

В.   П. Баграціён

        Г.   А. Тармасаў

4. Напачатку вайны штаб 2-ой арміі знаходзіўся ў:

          А. Вільне

               Б. Бабруйску

       В. Ваўкавыску

5. Беларуская крэпасць, якая ў час вайны так і не была ўзята французамі, знаходзілася ў:

         А.Полацку

               Б.Старым Быхаве

     В.Бабруйску

6. Першы бой і першыя  афіцыйныя страты  ў вайне 1812 года адбыліся  ў :

           А. Гродна

           Б. Вільна

           В. Брэст

7.  Якім чынам лёс  М.І. Кутузава звязаны з беларускай зямлёй?

А.   двайчы займаў пасаду ваеннага губернатара ў Вільні

   Б.   з самага пачатку ўзначальваў камандаванне рускай арміяй у вайне 1812

   В.  нейкі час жыў у      Гродна

8.   Значную частку Вялікай арміі  ў рускай кампаніі 1812 года складалі  вайсковыя сілы:

           А. польска-нямецкія

            Б. францускія

       В. італьянскія

 9.    Генерал-маёр ад кавалерыі. Шэф Гродзнскага гусарскага палка. Эфест шаблі гэтага рускага гіганта- ваяра даходзіў звычайнаму чалавеку да пляча. У час вайны ўзяў  у палон першага  генерала Францыі.

            А. Якаў  Кульнеў

        Б. Дзяніс Давыдаў

           В. Мацвей Платаў

10.   Генерал ад кавалерыі, граф,ганаровы доктар права Оксфардскага універсітэта. Казачы корпус генерала размяшчаўся ў Гродна і адбіваў непрыяцеля  агнём , абараняючы пераправу праз р.Нёман.

            А. Якаў  Кульнеў

        Б. Дзяніс Давыдаў

           В. Мацвей Платаў

11. Паэт, камандзір лятучага гусарскага партызанскага атрада. Яго атрад вызваліў г.Гродна без адзінага выстрала,шляхам дамовы з францускім генералам.

            А.Якаў  Кульнеў

        Б.Дзяніс Давыдаў

           В.Мацвей Платаў

12. Беларускі горад, дзе Напалеон пакінуў сваю армію і ад’ехаў у Парыж- гэта:

А. Смаргонь

Б. Ваўкавыск

В. Нясвіж

1.

2.

3.

4.

5.

6.   

7.

8.

9.

10.

11.

12.

В.     

II. Хронология

  1.  Составьте синхроническую таблицу, определив   события  и разместив их в соответствующей (соответствующих) колонке (колонках). 

Каждый правильный ответ 1 б. + 0,5 б. за правильное размещение в таблице. Всего 15 баллов.

1772,   1793,   1795,    1812,    1840-1857,   1848-1849,   1853-1856,    1861,    1905-1907,    1914-1918.

Европа

Беларусь

Россия

    2.  Установите хронологическую последовательность. Каждый правильный ответ-1 балл. Всего 10 баллов.

а)  Гражданская война в США

б)  Возникновение  христианства

в)  Греко-персидские войны

г)  Реформация в Европе

д)  Зарождение искусства

е)   Правление Хаммурапи

ж) Возникновение ислама

 з) Возникновение государств

 и) Неолитическая революция

 к) Империя Александра Македонского

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

  1. Расположите в хронологической последовательности события конца XVIII-н.XXвв.

 Каждый правильный ответ-1балл. Всего 10 баллов.

А

Венский конгресс

Е

Октябрьская революция в России

Б

 «Хождение в народ»

Ж

Бородинское сражение

В

Образование І Интернационала

З

Чартистское движение в Англии

Г

«Сто дней реформ» в Китае

И

Свержение Цинской династии

Д

«Кровавое воскресенье»

К

Провозглашение Наполеона императором

Ответы

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

III.   Приведите факты, доказывающие следующее утверждение:

 XIX век  – столетие надежд и разочарований. Всего    28 баллов (2 за вывод)

                               надежды

                      разочарования

Вывод

                                                                                                                                                                                    

                                                                                                                                                                      

IV.Заполните пропуски в тексте и определите историческое событие или личность,

        о которой  идёт  речь. Каждый  правильный ответ 1 балл. Итого 16 баллов. 

  А.  

                                         *_______________________________________                     

1. Это был первый международный конгресс представителей всех европейских стран (кроме __________________).

2. Он открылся в_________ году  в столице______________________________

3. Он  руководствовался принципами_____________________           и политического равновесия.

4.   ____________________          означал восстановление в правах законных династий, свергнутых французской революцией и Наполеоном.

5. Европейское равновесие означало недопущение ______________________________  в ущерб другим.

6. Главную роль  играли  представители четырех великих держав-победительниц:     ____           ,    _______  ,  ___________, _____________ .

7. Позже в этот комитет четырех сумел войти представитель _________________— тоже великой, но побежденной державы.

8. Мнения остальных представителей государств  ________________________________________ 9.  Распределяя земли и проводя новые границы, главные участники  не обращали внимания ни на религию, ни на _______________________, ни на желания  __________________________.

10. Новый международный порядок получил название    ________________________________  .                                        

                                    

V.         

А.  Соберите логические цепочки. Всего 8 баллов.

1. Ответ: 5 баллов

А.

о. Эльба

Б.

1814 русские в Париже

В.

100 дней у власти

Г.

о. Святой Елены.

Д.

Битва при Ватерлоо

2. Ответ: 3 балла

       А. министерство

         Б. приказ

       В. коллегия

  

Б.     Определите, что объединяет элементы  групп.  За правильный ответ 1 балл. Всего 5 баллов.

1.

картель

синдикат

трест

концерн

     Ответ

2.

Морган

Карнеги

В.фон Сименс

Ф .Крупп

     Ответ

3.

Германия

Австро-Венгрия

Италия

1882г.

      Ответ

4.

чартизм

бойкот

луддизм

тред-юнионы

   Ответ

5.

1447

1529

1557

1566

1588

    Ответ

В. Впишите номера характеристик  в соответствующие колонки таблицы. Всего 20 баллов.

3 балла

1

А

Закрепление крестьян за землёй помещика

Г

Постепенное развитие хозяйства

Б

Быстрое развитие хозяйства

Д

Отсутствие феодальной собственности на землю

В

Сохранение помещичьего землевладения

Е

Развитие фермерского  хозяйства

           «Прусский»  путь развития капитализма

          «Американский »  путь развития капитализма

                                                                                   

3 балла

2

А

Европеизация России

Г

Против революций

Б

Критика реформ ПетраІ

Д

Великая миссия русского народа и самобытность

В

Отмена крепостного права

Е

Великая роль ПетраІ

                  Западники

                           Славянофилы

                                                                                  

3 балла

3

А

Плантационное хозяйство

Г

Быстрые темпы развития капитализма

Б

Применение наёмного труда

Д

Производство и торговля хлопком

В

Фермерское хозяйство

Е

Использование труда рабов

      Черты    развития севера  США

            Черты   развития  юга   США

                                                                                 

6 баллов

4.

А

Виктор Гюго

Ж

Д.Р. Киплинг

Б

И.В.Гёте

З

Д.Ф.Купер

В

Стендаль

И

В.Скотт

Г

Эжен Делакруа

К

Джек Лондон

Д

Марк Твен

Л

Оноре де Бальзак

Е

В.А. Жуковский

М

А.С. Пушкин

              Романтизм

                          Реализм

                                                                                    

5 баллов

5.

А

Разрешено все, что не запрещено законом.

Е

Цель- охранить, сохранить традиционные ценности

Б

Движущая сила дворянство и аристократия

Ж

Путь достижения – постепенные реформы

В

Свобода человека – это возможность соблюдения традиций.

З

Государство должно проводить реформы, способные защитить наименее обеспеченные слои

Г

«Все люди имеют равные права, но не одни и те же блага»;

И

Движущая сила  буржуазия

Д

Свобода предпринимательства, свободный рынок и конкуренция.

К

Реформы, как средство  поддержания традиций

                   Консерватизм

                         Либерализм

                                                                                     

VI.       Соотнесите

А. Автора и изобретение. Каждый правильный ответ-1 балл. Всего 7 баллов.

1.

Сэмюэль Кольт

А.

Паровоз

2.

Джордж Стефенсон

Б.

Телеграф электрический

3.

Альфред Нобель

В.

Револьвер

4.

Михаэль Бенц

Г.

Нефть (промышленная добыча)

5.

Сэмюэл Морзе

Д.

Трамвай

6.

Эдвин Дрейк

Е.

Динамит

7.

Вернер фон Сименс

Ж.

автомобиль на бензине

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

Б.    Автора и произведение. Каждый правильный ответ-1 балл. Всего 7 баллов.

1.

Павел Шпілеўскі

А.

“Шляхціц Завальня, або Беларусь у фантастычных апавяданнях”

2.

Ян  Баршчэўскі

Б.

“Адступленне французаў праз Вільню”

3.

Адам Міцкевіч

В.

Музыка да камедыі-оперы “Сялянка”

4.

Ян Дамель

Г.

“Падарожжа па Палесі і беларускім краі”

5.

Станіслаў Манюшка

Д.

Паэма “Дзяды”

6.

Кастусь Каліноўскі

Е.

Трохтомнік  “Беларусы”

7.

Яўхім Карскі

Ж.

“Пісьма з-пад шыбеніцы”

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

VII       Понятия

А.   Напишите, каким понятиям даны определения   Каждый правильный ответ-1 балл. Всего 7 баллов.     

Термин

определение

1.

переход от феодальных порядков в Европе к капиталистическим, превращение феодалов в сельских буржуа, а крестьян в фермеров или батраков

2.

упадок европейской культуры в конце 19 в., проявившийся, в частности, в увлечении «таинственными» явлениями, разочарованиями в существующей действительности

3.

послевоенные принудительные платежи, взимаемые с побежденного государства победителем

4.

так называют людей, переселившихся на западные неосвоенные земли Северной Америки

5.

Система  государственного надзора за печатью

6.

аграрное общество, характеризующееся низким уровнем производительности труда и преобладанием в экономике сельского хозяйства.

7.

сторонник решительных, крайних, кардинальных мер в вопросах преобразования общества

Б.    Дайте определение следующим понятиям  Каждый правильный ответ-1 балл. Всего 5 баллов.     

термин

определение

1.

промышленный переворот

2.

дискриминация

3.

новый свет

4.

паритет 

5.

экспансия

VIII  Интересно знать

А.  Как известно, существует множество календарных систем. Попыток реформировать календарь на протяжении истории предпринималось немало. Естественно, они нарушали сложившийся порядок счета времени. Ниже приведены три самых известных примера таких нарушений.

                                             За каждый правильный ответ 1 балл.  Всего 9 баллов.

  1. Назовите дату, наступившую вслед за той, что определялась по старому календарю.
  2. Кратко  объясните, кем, с какой целью было принято решение об изменении календаря в каждом случае.

1.

После 4 октября 1582 г. в Риме наступило ...

2.

После 31 декабря 7208 г. в России наступило...

3.

После 31 января 1918 г. в России наступило ...

Б.          В Древней Руси существовала довольно сложная денежная система. Найти правильный ответ вам помогут следующие данные (они дают представление о соотношении денежных единиц, но не об их точном значении).                                        За каждый правильный ответ 1 балл.                   Всего 5 баллов.

Расположите денежные единицы в порядке возрастания – от самой мелкой к самой крупной.

                               1. Одна лисица стоила пять ногат, а три лисицы – сорок кун без ногаты.

                               2. В одной ногате было тридцать векошь, а в одной гривне – шестьсот.

                               3. В гривне было пятьдесят резан.

Ответ

1.

2.

3.

4.

5.

 IX           Экспертиза

А.   1.Определите авторство подписи и соотнесите с  высказыванием  этой  исторической личности

 Правильная экспертиза  -1балл. Всего 3 балла

А

Государство возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия объективно не могут быть примирены.

Б

Я верю в достоинство труда, будь то головой или руками, что мир должен человеку не саму жизнь, но возможность зарабатывать на жизнь.

В

Многие способны выдержать удары судьбы, но если вы хотите, в самом деле, испытать характер человека, дайте ему власть.

X. Суаднясіце. Всего – 16 баллов

 

Уважліва прачытайце ўмовы, на якіх былі падпісаны ўніі. З парпанаванага пераліку выберыце суадносную назву уніі.

Умовы падпісання уніі:

1.) Дзяржаўны і палітычны саюз Вялікага княства Літоўскага і Польшчы. Паводле пагаднення, дзяржавы павінны былі разам дзейнічаць супраць ворагаў, польскія феадалы абавязаліся не выбіраць караля без згоды феадалаў Вялікага княства Літоўскага, пацвярджаліся правы манарха на самастойнае кіраванне, але прызнаваліся спадчынныя правы  папярдніка і яго аўтарытэт у кіраванні агульнымі справамі.

2.) Пагадненне аб дзяржаўна-палітычным саюзе Вяліка княства Літоўскага з Польшчай, паводле якога ўтварылася федэратыўная дзяржава – Рэч Паспалітая. У ВКЛ поўнасцю захоўваліся  былы адміністрацыйны апарат, асобнае ад Польшчы заканадаўства і судовая арганізацыя, тытул і пячатка, войска, мова.

3.) Пагадненне аб саюзе Вялікага княтсва Літоўскага з Польшчай.  Была ўстаноўлена персанальная (асабістая) унія паміж гэтымі дзяржавамі. На чале абедзвюх дзяржаў станавіўся вялікі князь Вялікага княства Літоўскага. Заключэнне уніі было абумоўлена неабходнасцю сумеснай барацьбы Польшчы і Вялікага княства Літоўскага супраць нямецкай  агрэсіі. Спрыяла перапыненню працэсу анямечвання Польшчы, садзейнічала акаталічванню насельніцтва Беларусі і ўзмацненню феадальнага прыгнету.

4.) Умовы уніі юрыдычна замацаваны ў 3 граматах. 1-я грамата выдадзена ад імя 47 польскіх феадалаў, якія надзялялі 47 феадалаў Вялікага княства Літоўскага сваімі гербамі і тым самым прымалі ўсвае гербавыя брацтвы. У 2-й грамаце 47 феадалаў Вялікага княства Літоўскага прымалі  гербы польскіх феадалаў і абяцалі быць з імі ў дружбе і саюзе, у выпадку смерці вялікага князя абяцалі не выбіраць сабе князя без парады і згоды польскіх феадалаў. Польскія феадалы ў выпадку смерці караля таксама не павінны былі выбіраць новга караля без парады і згоды феадалаў Вялікага княства Літоўскага. У 3-й грамаце кіраўнікі дзяржаў абяцалі назначаць на дзяржаўныя пасады феадалаў-католікаў, якія прынялі польскія гербы і дазволілі ім свабодна распараджацца ў сваіх маентках, даваць ільготы касцелам, манастырам і іншым каталіцкім установам.

Назвы уній: 1) Люблінская унія; 2) Крэўская унія; 3) Кальмарская унія; 4) Кейданская унія; 5) Берасценская унія; 6) Віленска-Радамская унія; 7) Гарадзельская унія; 8) Фларэнтыйская унія.

Адказ.

1

2

3

4

Олимпиадные задания по истории

10 класс.

Блок 1 Тестовые задания.

Выберите правильный вариант ответа

Задание 1.1. Первой монотеистической религией является:

  1. Христианство
  2. Буддизм
  3. Иудаизм
  4. Ислам
  5. Культ серого буйвола
  6. Митраизм
  7. Синтоизм

Задание 1.2. Чей лозунг гласил «цель оправдывает средства»?

  1. Массонов
  2. Иезуитов
  3. Пролетариата
  4. Доминиканцев
  5. Тевтонов
  6. Предпринимателей

Задание 1.3. Командиром первого партизанского отряда в годы великой отечественной войны на территории Беларуси являлся:

  1. М. Шмырев
  2. В. Корж
  3. П. Машеров
  4. М. Корж

Блок 2 Соотношение.

Задание 2.1. Соотнесите понятия и их содержание:

1. Антропонимика

А) наука о территории на определенном историческом этапе её развития

2. Историческая метрология

Б) занимается изучением имен людей, их происхождения, эволюции, закономерности их функционирования.

3. Историческая география

В) занимается изучением родственных взаимосвязей людей

4. Генеалогия

Г) изучает историю развития различных систем измерений

Ответ:_________

Задание 2.2. Соотнесите термин и страну:

  1. Великая депрессия

А) ЮАР

  1. Российская империя

Б) Испания

  1. Военный коммунизм

В) США

  1. Апартеид

Г) Черта еврейской оседлости ;

  1. Реконкиста

Д) РСФСР

Ответ: ________

Задание 2.3. Соотнесите деятеля культуры и произведение:

1) Е. Зайцев

а) «Минск. 3 июля 1944 г.»

2) М. Савицкий

б) «Витебские ворота»

3) В. Лебедев-Кумач

в) «Защитники Брестской крепости»

4) В. Волков

г) «Пленных ведут»

5) Э. Климов

д) «Священная война»

е) «Иди и смотри»

Ответ:________

Блок 3. Разместите в хронологической последовательности

Задание 3.1. Разместите события в хронологической последовательности:

  1. Раскол христианской церкви на католическую и православную;
  2. Столетняя война;
  3. Верденская «мясорубка»;
  4. Открытие Америки Христофором Колумбом
  5. Фермопильское сражение.

Ответ: __________

Задание 3.2. Разместите события в хронологической последовательности:

  1. Битва под Оршей;
  2. Издание третьего статута ВКЛ,
  3. Грюнвальдская битва
  4. Крещение Руси
  5. Битва на Немиге
  6. Брестская церковная уния
  7. Основание Полоцка

Ответ: ___________

Блок 4. Что обозначают следующие крылатые выражения с историческими «корнями». Кратко опишите историю их происхождения.

  1. Слава Герострата
  2. Святая простота
  3. Перейти Рубикон
  4. Все свое ношу с собой

Блок 5. Вставьте пропущенное

  1. Единственным человеком, занимавшим должность верховного правителя России, был (Фамилия) _________________________, являвшийся одним из лидеров ________________  движения в годы Гражданской война.
  2. Первым представителем династии Романовых был (Имя) _________________________________, избрание которого царем ознаменовало окончание _____________________ времени в России;
  3. Ислам как религиозная концепция оформился в _______________ веке. Его основы были сформулмрованы (кем?) ______________в священной книге (какой?) _____________;
  4. Мирный договор между РСФСР, УССР, БССР с одной стороны, и Польшей, — с другой былподписан (когда (полная дата)?) _____________________.(где?) _____________________.

Блок 6. Аналитико-теоритический

Задание 6.1. Проанализируйте текст документа и ответьте на вопросы.

 (…)* Пропущены значимые термины

«С того времени оба государства представляют неразделимое целое, а также одну общую (…..)*, в которой оба народа объединились в единый народ и единое государство... Новый правитель при избрании и коронации должен объявляться (…)*, Русским, Прусским, Мазовецким, Жмудским, Киевским, Волынским, Подляшским и Инфлянтским... Избрание и возведение (…)* на престол (…)* должно прекратиться».

  1. О каком историческом событии идет речь? Когда оно произошло?
  2. В чем суть события?
  3. Какие значимые термины пропущены?

Олимпиадные задания по истории 11 класс.

Теоретическая часть.

1. Выберите правильный вариант ответа: (1 балл за каждый правильный ответ)

  1. Белорусский город, недалеко от которого состоялась известна битва на Буйничском поле.

А) МинскБ) ГродноВ) МогилёвГ) Витебск

  1. Организация НАТО была образована:

А) 1949г.Б) 1955г.В) 1965г.Г) 1961г.

  1. Фашистским диктатором в Испании был:

А) Адольф Гитлер

Б) Бенито Муссолини

В) Франциско Франко

  1. Экономическая программа правительства США в 1980-е годы получила название:

А) план Маршалла

Б) политика «новых рубежей»

В) рейганомика

  1. Епархия в Полоцком княжестве была основана в:

А) 992 г.Б) 1005 г.В) 1009 г.Г) 1015 г.

  1. Впервые Красная армия, в ходе контратаки, перешла границу и воевала не территории Третьего Рейха 22 июня 1941г. В каком городе это произошло?

А) Брест

Б) Перемышль

В) Львов

Г) Кишенев

Д) Янов-Полесский

  1. Кревская уния была заключена:

А) 1468г.

Б) 1566г.

В) 1529г.

Г) 1385г

  1. Город, который первым на территории  Беларуси получил Магдебургское право:

А) Полоцк

Б) Гродно

            В) Берестье

Г) Минск

  1. Соотнесите страны и лидера:
  1. Никсон                  а) Венгрия
  2. Тэтчер                   б) Югославия
  3. Франко                  в) США
  4. Чаушеску              г) Румыния
  5. Броз Тито             д) Испания

е) Великобритания

ж) Италия

  1. Расшифруйте:

        РСДРП, НЭП, БСГ, БНР, ЦШПД, ,БССР, КПЗБ, НСДАП.

  1. По какому принципу образованы приведённые ниже ряды?

  1. Нарва, Лесная, Полтава, Гангут, Ништат;
  2. Марат, Сен-Жюст, Робеспьер, Дантон;
  3. Крево, Флоренция, Кальмар, Люблин, Брест;
  4. Витебск, Смоленск, Бородино, Москва, Студенка;

  1. Распределите характерные черты цивилизации.

   а) аграрная                         1) натуральный характер хозяйства;

   б) индустриальная             2) использование машин в производстве;

   в) постиндустриальная    3) быстрый рост городов;

                                              4) склонность к переустройству в обществе;

                                              5) зависимость от природы;

                                              6) ведущую роль приобретает распределение и потребление информации;

                                              7) использование наемного труда;

                                              8) ведущую роль приобретает сфера услуг;

                                              9) сильное влияние традиций;

                                              10) ведущую роль играет наука и образование

  1.  Дайте развернутый ответ (максимальное количество баллов – 10)

1)  В чем заключается  различие между двуполярным и многополярным миром?

2)  В чем заключались причины успешного экономического роста Северных стран Западной Европы после войны?

Практическая часть.

  1. Дайте определение понятиям: (за каждый правильный – 1 балл)

Аннексия, федерация, «перестройка», контрибуция, приватизация, страны «третьего мира».

  1. Что такое «великая депрессия»? Хронологические рамки. Можно ли решить вопрос, о том кто виноват?  (максимальное количество баллов – 10)
  2.  Около 500 лет назад столкнулись две цивилизации – Западная и Восточная. Какие черты европейской цивилизации позволили ей стать наиболее влиятельной в мировой истории? К каким результатам (положительным и отрицательным) привела встреча Запада и Востока? (максимальное количество баллов – 20)

4. Соотнесите понятия и их содержание: (за каждый правильный – 1 балл)

1. «Доктрина Катера»

А) бескровный переход от социализма к либерализму

2. «План Маршалла»

Б) объявление Персидского залива зоной американских интересов

3. «бархатная революция»

В) создание единого экономического пространства

4. «исторический компромисс»

Г) единство действий коммунистов, социалистов и католиков в Италии

5.   глобализация

Д) помощь странам Европы от США

Ответ:____________________________

5. Соотнесите даты и события:

1. 1975г.

А) Маахстритские соглашения

2. 1992г.

Б) создание ЕЭС

3. 1962г.

В) Совещание по безопасности и сотрудничеству в Хельсинки

4. 1957г.

Г) создание ВТО

5.  1995г.

Д) Карибский кризис

Ответ:_____________________________

6.Соотнесите автора и произведение:

1)  Э. Хеменгуэй

    а)  «Над пропастью во ржи»

2)  А.Хейли

б)  “Отель”

3)  Дж. Толкиен

в)  «Девочка на шаре»

4)  П. Пикассо

     г)  «Старик и море»

5)  Дж. Селинджер

д)  «Властелин колец»

Ответ:____________________________

  1. Вставьте пропуски в тексте: (максимальное количество баллов – 8)

В1949 году Ирландия была провозглашена независимой республикой. Однако Северная Ирландия, или _______________, осталась в составе Великобритании. 1/3 ее населения исповедуют _________________, а 2/3 _____________________. Католики______________ требуют присоединения _______________ к Ирландской Республике. _______________________ выступают против такого решения, потому, что являются потомками английских колонизаторов.

  1. О ком идет речь: (максимальное количество баллов за каждый правильный ответ – 2)

1) Родился в Полоцке в семье купца. Учился в Кракове и Падуе. Был доктором медицины и философии. Жил и работал в Вильно и Праге. Его деятельность поддерживали купцы-меценаты.

2) Мастер, который сделал копию креста Е. Полоцкой – христианской святыни, утерянной в годы Второй Мировой войны.

3) С детства она любила разговоры о политике, которая впоследствии стала делом всей ее жизни. Получила два высших образования (юрист и химик), стала целеустремленным, жестким и расчетливым политиком.

  1. Этот текст написан канцлером ВКЛ. О ком идет речь? Что, по вашему мнению, явилось поводом для написания текста? Когда и где это произошло? (максимальное количество баллов  – 10)

«И слушне за правду маемъ, за што пану богу дяковати, же под панованьемъ королей ихъ млсти и великихъ князей, пановъ наших, тую владзу и вольность у рукахъ своихъ маемъ, а права сами собе творачи, яко наибольшей можем, вольности свое во всем подстерегаем, бо не толко сусед а сполный нашъ обыватель в отчизне, але и сам гсдръ, пан нашъ, жадное звирхности над нами заживати не может, одно только колько ему право допущает. Про то, маючи таковый скарбъ в руках наших, который жадною сумою преплачон бытии не может, пристоит каждому почстивому члвку, абы о нем ведал, а будучи добре ведомый, абы яко самъ себе и попудливости свои самовалъ и водлугъ права писаного справовалсе, а некого не кривдилъ, такъ если бы одъ кого былъ укрывжон, абы ведал, где обороны и лекаръства в кривъде своей искати маеть…»

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.