Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

Профориентация

Дата: 22 декабря 2015 в 14:29, Обновлено 18 декабря 2017 в 14:58

Взаимодействие семьи и школы в выборе профиля обучения

Сотрудничество семьи и школы актуально всегда. Оно востребовано и в условиях выбора профиля обучения. Именно родители и ближайшие родственники оказывают наиболее существенное влияние на профессиональный выбор: школа и то содержание образования, которое предлагается в ней учащимся, не являются, как это может показаться на первый взгляд, наиболее значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей.

Как помочь старшеклассникам правильно выбрать профиль своего дальнейшего обучения? И кто должен сделать этот выбор, который в дальнейшем приведет к выбору конкретной специальности и факультета в каком-либо учебном заведении — сам ребенок или родители?

В этой ситуации может возникнуть много трений между родителями и детьми, родителями и школой. Но в ответственный момент выбора профиля обучения необходимо, чтобы ученики, родители и учителя были настоящими союзниками.

Не все учащиеся в процессе перехода в профильный класс делают осознанный и всесторонне взвешенный выбор профиля обучения. Часто этот выбор происходит вообще без учета мнения самого ребенка. Взрослые опираются лишь на свои предпочтения и свое мнение о его способностях и интересах. Это объясняется привычкой взрослых считать, что они лучше самого ребенка знают, что ему нужно.

Определенная помощь и поддержка взрослых при выборе профиля, разумеется, нужна, но ни в коем случае не следует полностью подменять школьника в этом процессе. Очень важно, чтобы он сам приложил определенные усилия, поскольку при этом происходит процесс осмысления своих достижений и осознание своих возможностей. Тогда и выбор профиля дальнейшего обучения становится более осознанным.

Родителям следует всячески стимулировать собственную активность школьника. Не направлять его в ту или иную сторону, а открывать ему разные возможности для самореализации. И оказывать при этом необходимую психологическую и практическую поддержку. Родители должны обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений

Нельзя оставить без внимания и такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, нежели мнение родителей и учителей. Поэтому немало учащихся выбирают профиль обучения «заодно» со своими друзьями. Подростки выбирают углубленное изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков и т.п. Поэтому родителям при общении с подростком необходимо учитывать в каждом конкретном случае степень влияния сверстников на решение сына (или дочери) о выборе профессии, а также насколько такое влияние является положительным. В любом случае обсуждение решения подростка о профессиональном выборе должно вестись очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.

В процессе профессионального самоопределения необходимо особое внимание обращать на формирование у старших подростков инициативы, самостоятельности, ответственности, а самое главное — повышать мотивацию достижения, воспитывая доверие к себе.

Изучите интересы, возможности и способности своего ребенка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры. Не ставьте перед собой целью обязательное получение только высшего образования, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке подростков после окончания основной школы.

Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество получит хорошего профессионала.

Как стать группой поддержки своему ребенку?

(информация для родителей).

Удачный выбор профессии… Можно ли его осуществить? От кого это зависит и как заранее определить, что выбор сделан правильно? Парадокс состоит в том, что гораздо легче выявить, когда выбор делается ошибочно, нежели понять, что этот выбор сделан верно. В выборе профессии пересекаются три линии: способности человека. Его намерения, желания и спрос на профессию. Отсюда и формула удачного выбора: способности и желания совпадают с потребностями рынка труда. Однако простота этой формулы – всего лишь внешний эффект. Человек меняется, обновляется рынок труда и образования – как успеть за этими всеми изменениями? Фактор времени становится главным противником профориентационной работы. Задача взрослеющего человека – сделать время своим союзником в выборе жизненного пути.

Современный ритм жизни настолько стремителен, а возможностей появилось так много, что сегодня важно задаваться не только вопросом: «Как выбирать профессию?», но и «Когда выбирать профессию?» Зачастую к профконсультантам обращаются родители учащихся или сами выпускники с просьбой помочь им самоопределиться в жизни. Разумеется, задуматься над выбором пути в жизни никогда не поздно, но лучше это сделать вовремя. Нельзя определить для всех людей единый возрастной стандарт для старта самоопределения. Однако жизнь вынуждает задумываться о профессии и путях ее достижения намного раньше, чем это было принято 10 -15 лет назад. Возможности, появившиеся в отечественном образовании в последнее время, станут вашими возможностями, если вы и ребенок начнете планировать свою карьеру и реализовывать свой план с  9 -11класса.

Помогая ребенку выбрать профессию. Вы решаете сразу несколько задач, которые в сегодняшнем мире составляют основу деятельности профессионалов. И в первую очередь, становитесь детским психологом: вы раскрываете способности. Мотивы, оцениваете соотношение между ними. Период выбора профессии оказывается решающим для дальнейшего развития детско-родительских отношений. Именно тогда закладывается основа сохранения эмоциональной близости при становлении самостоятельности ребенка.

Пять шагов психологической поддержки вашего ребенка

  1. В первую очередь найдите «золотую середину» между инициативой ребенка и вашим активным участием. Крайние позиции: «Пусть все решает сам!» и «Что он без меня решит!» - в конечном счете, приведут к отчуждению между вами. Оценивайте способность вашего ребенка быть ответственным и самостоятельным, различая, что он уже может, а чему еще только учится. «Золотую середину» в выборе профессии особенно трудно найти тогда, когда ваш ребенок очень активен, имеет много интересов или, наоборот, избегает ситуаций самостоятельного выбора.
  2. Важно выяснить, чем руководствуется ребенок, выбирая профессию, какие ее стороны его особенно привлекают. Престижность, возможность добиться успеха и славы, высокие заработки, стремление быть похожим на кого-то из своего окружения, любопытство… сам по себе мотив выбора профессии не может быть верным или нет, гораздо важнее выяснить, не испытывает ли ребенок внутреннего конфликта мотивов, не стремится ли к взаимоисключающим целям.
  3. Искренне желание человека обладает столь большой силой, что если ваш ребенок выбирает профессию, на которую у него пока сейчас нет внутренних ресурсов, - ваш долг помочь ребенку реализовать пока еще скрытые способности, распознать тот потенциал, который может раскрыться позже.
  4. Помогите ребенку соотнести профессиональные намерения с минусами профессии. В ходе такого сопоставления ваш ребенок станет думать о своем выборе гораздо реалистичнее. Не так часто на практике встречаются старшеклассники, которые понимают, что любая профессия имеет объективные минусы. Вот лишь краткий перечень таких трудностей:
    • Сложности с трудоустройством;
    • Длительное время профессиональной подготовки;
    • Трудности в согласовании профессиональных и личностных планов;
    • Сложности в оценке результатов труда (важно ли для вашего ребенка сделать что-либо и полюбоваться результатами своего труда, или он может работать на будущее);
    • Профессиональные риски для здоровья, как физического, так и психологического.

Готов ли ваш ребенок примириться с теневой стороной профессии, искать пути компенсации таких трудностей?

5.Помогите ребенку сделать свой профессиональный выбор более конкретным – пусть он вместе с вами попробует построить план своей карьеры. Возможно, этот план не будет реальным проектом, важно, чтобы ребенок продумал сделанный им выбор во времени. При случае задайте ему вопросы: «Как ты думаешь, а как тебе будет лучше готовиться к поступлению? Пойти на курсы, найти школу или колледж при вузе?», «А с какого курса ты сможешь устроиться на работу? Ведь сегодня это одно из первых условий приема на работу? Сможешь ли ты совмещать учебу и работу?», «Как профессиональные планы впишутся в твою личную жизнь?»

Постарайтесь задавать вопросы в нужный момент, когда ваш ребенок будет готов к обсуждению. Обсуждение планов - это не критика выбора вашего ребенка, поэтому поддерживайте все варианты ответов, а если вы думаете, что знаете лучший ответ, предложите ребенку обсудить оба варианта. План карьеры не должен быть жестким предписанием к действию, главное в нем – гибкость, чтобы человек был готов как к неожиданным неприятностям, так и удачам. Способность планировать напрямую зависит от готовности подростка взять ответственность на себя.

Разумеется, выбор профессии не ограничивается психологической поддержкой. Но на первых этапах самоопределения ребенок нуждается именно в этой помощи. Обращение к психологу – одно из лучших решений.

Вашему ребенку нужна поддержка психолога при выборе профессии, если:

  • Профессии, которые ребенок наметил для себя как желанные, мало согласуются друг с другом, например, веб-дизайнер и менеджер;
  • Ребенок всячески отказывается обсуждать проблему выбора профессии, мотивируя тем, что еще рано.
  • Сообразительный и активный ребенок не очень хорошо успевает в школе;
  • Выбор, сделанный ребенком, резко расходится с вашими ожиданиями;
  • Ребенок нередко принимает решения под влиянием своих друзей;
  • Хотя бы один из родителей был безработным более пяти месяцев.

Рекомендации по диагностике  и  выбору профессии можно получить у педагога –психолога  Козловой В.А.

Рекомендации родителям:

 «Как выбрать своему ребенку профессию».

1.   Дайте своему ребёнку право выбора своей будущей профессии.

2.  Обсуждайте вместе с ними  возможные "за" и "против" выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материального удовлетворения, но и с позиции морального удовлетворения.

4.  Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребёнка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникли разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6.  Не давите  на ребёнка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7.   Поддерживайте ребёнка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.

8.   Если ваш ребёнок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.

9. Если ваш ребёнок рано увлёкся какой-то профессией, дайте ему возможность поддержать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках и т. д.

"Азбука профориентации"

Рекомендации психолога учащимся.

7 шагов к взвешенному решению

1 .Составьте список подходящих для вас профессий. Напишите все профессии, которые вам нравятся и интересны.

2. Составьте описание вашей будущей профессии, какой вы ее видите. Попробуйте составить список требований к выбираемой профессии по плану:

  •         выбираемая профессия и будущий род занятий;
  •         выбираемая профессия и жизненные ценности;
  •         выбираемая профессия и жизненные цели;
  •         выбираемая профессия и ваши сегодняшние проблемы;
  •         выбираемая профессия и реальное трудоустройство;
  •         желательный уровень профессиональной подготовки;
  •         выбираемая профессия и ваши склонности и способности;
  •         желательные содержание, характер и условия работы.

3. Выясните, насколько все перечисленные требования значимы для вас, что в будущей профессии для вас будет наиболее важно.

4. Оцените свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий.

Проанализируйте,  развиты ли у вас профессионально важные качества, отвечают ли интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитайте и проанализируйте результаты. Подумайте, какая профессия из всего списка больше других подходит вам по всем пунктам.

6. Проверьте результаты. Чтобы убедиться в правильности размышлений, обсудите свое решение с родителями, учителями, педагогом-психологом, профконсультантом.

7. Итак,  решение принято, теперь необходимо обозначить основные практические шаги к успеху. Важно определить, в каком учебном заведении и на каких условиях  вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность среди других абитуриентов.

Официальные сайты

о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории.

  •  Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by 
  •  Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь: www.mintrud.gov.by 
  •   Национального института образования www.adu.by 
  •  Академии последипломного образования www.academy.edu.by 
  •  Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by
  •  Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи www.repom.edu.by
  •  Информация о высших учебных заведениях Республики  Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах конкурса и находится на сайте: http://www.abiturient.by 

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

И ИХ РОДИТЕЛЕЙ ПО ВЫБОРУ ПРОФЕССИИ

Уважаемые папы и мамы!
         Выбор профессии – важное и ответственное дело!
         Выбирая профессию, нужно учитывать в первую очередь интересы ребенка, его склонности, способности, желания и только потом семейные традиции и интересы
1. Дайте своему ребенку право выбора своей будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Поддерживайте ребенка, если у него есть терпение и желание, чтобы его мечта сбылась.
8. Если Ваш ребенок ошибся в выборе, не корите его за это. Ошибку можно исправить.
9. Если Ваш ребенок рано увлекся какой-то профессией, дайте ему возможность поддерживать этот интерес с помощью литературы, занятия в кружках.
10. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Памятка для учащихся

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ВЫБОРА ПРОФЕССИИ

1.Узнай как можно больше о разных профессиях (расспроси взрослых, друзей, знакомых, загляни в библиотеку, поищи информацию в Интернете и т.п.), чтобы было из чего выбирать.
2. Составь себе общую ориентировку в мире профессий. Не забудь включить в нее сведения об основных требованиях, предъявляемых профессиями к личным качествам людей.
3. Собери как можно больше информации о том, какие профессии востребованы сейчас на рынке труда, какие будут нужны через 3-5 лет.
4. Выдели возможности и ограничения,
обусловленные особенностями твоей семьи, а также возможности и ограничения, обусловленные твоими личными качествами.
5. Определи для себя главную цель: кем буду, что буду делать, где буду, чего достигну.
6. Оцени свои ресурсы: способности, склонности, особенности, характера и темперамента.
7. Сопоставь свои ресурсы и требования, которые предъявляет выбранная тобой профессия человеку, в идеале - они должны совпадать.
8. Не забудь проконсультироваться с врачом, чтобы не выбрать профессию, которая тебе противопоказана по состоянию здоровья.
9. Выбери учебное заведение (профессиональное училище, лицей, колледж, техникум, вуз, курсы и т.п.), где бы ты мог получить выбранную профессию.
10. Подбери запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых трудностей.
11. Обдумай свой выбор еще раз, оцени каждый свой шаг.
12. Обратись за консультацией к специалисту-профконсультанту, если на каком-либо этапе выбора профессии у тебя возникли затруднения.

 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.