Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

Рекомендации психолога

Дата: 14 сентября в 10:07

Cтабилизация эмоционального состояния

Заповеди психогигиены, которые помогут вам снять нервное напряжение, не прибегая к лекарствам.

Первое. Научитесь сбрасывать напряжение — мгновенно расслабляться. Для этого надо овладеть навыками аутотренинга, с которыми вы можете познакомиться в многочисленных пособиях.

Второе. Давайте отдых своей нервной системе. Запомните: хорошо работает лишь тот, кто хорошо отдыхает. Лучший отдых для нервной системы — сон, в том числе и кратковременный дневной (от 5 до 30 минут). Попробуйте вместо традиционной чашки кофе практиковать полудрему, легкий сон. Эффект поразит вас. В идеале в конце каждого часа работы нужно отдохнуть 2–5 минут.

Третье. Вытесняйте неприятные эмоции, заменяя их приятными. Сделать это трудно. Тонкий психолог К.С. Станиславский утверждал, что чувствам нельзя приказать, но чувство можно «выманить». Техника «выманивания» может быть разнообразной. Например, попытайтесь усилием воли переключить внимание и мышление на предметы, которые обычно вызывают у вас положительные эмоции.

Таковы основные заповеди психогигиены. Осознать их — значит, сделать первый шаг на пути управления своей нервной системой.

Важным резервом в стабилизации своего эмоционального состояния у любого человека является совершенствование дыхания. Как ни странно это звучит, но далеко не все люди, даже умудренные жизненным опытом, умеют правильно дышать.

Вспомните, как по-разному дышит человек в различных ситуациях: во время сна, тяжелой работы или подъема в гору, когда он разгневан или испуган, когда весел или загрустил. Нарушения дыхания зависят от внутреннего настроя человека, следовательно, упорядоченное дыхание должно оказывать обратное влияние на эмоциональное состояние.

Как известно, дыхательные пути на всем протяжении обильно снабжены нервными окончаниями. Установлено, что фаза вдоха возбуждает симпатический нерв, активизирующий работу внутренних органов, а фаза выдоха влияет на блуждающий нерв, оказывающий тормозящее влияние. В дыхательной гимнастике существуют понятия успокаивающего и мобилизующего дыхания. Успокаивающим будет такое дыхание, при котором выдох почти в два раза длиннее вдоха. При мобилизующем — после вдоха задерживается дыхание. Успокаивающее дыхание полезно использовать для того, чтобы погасить избыточное возбуждение. В случае сильного нервного напряжения перед началом экзамена нужно сделать вдох и затем глубокий выдох — вдвое длиннее вдоха. Такой способ ритмичного дыхания поможет снять не только «предстартовое» волнение, но и напряжение после стресса, поможет расслабиться перед сном. Мобилизующее дыхание помогает преодолеть вялость и сонливость при утомлении, способствует быстрому переходу от сна к бодрствованию, активизирует внимание.

Важным шагом к успеху на олимпиаде является психологическая установка на успех, абсолютная уверенность в том, что цель будет достигнута. Необходимо настраивать детей на успех, удачу.

Известно, что одна из причин, мешающих тревожным детям результативно выполнить задание, состоит в том, что они в большей степени сосредоточены не на выполнении конкретной деятельности, а на том, каковы последствия их неудачи в этой деятельности. Поэтому неэффективно ставить перед ребенком цель типа «Ты должен получить отличную оценку» или «Ты должен ответить, во что бы то ни стало», лучше сформулировать ее конкретно: «Ты сможешь справиться с этим заданием».

Небольшим и простым приемом саморегуляции эмоционального состояния может послужить способ «сосчитать до десяти, прежде чем начать действовать».

                 

Вечером запоминайте, утром повторяйте

Чтобы лучше запомнить материал к олимпиаде, необходима постоянная тренировка памяти. Выделите для этого хотя бы 20–25 минут в день. Учтите, что продуктивность запоминания меняется в течение дня. Память наиболее цепкая и острая между 8 и 12 часами. Затем продуктивность запоминания начинает постепенно снижаться, а с 17 часов снова медленно растет и при отсутствии значительного утомления достигает высокого уровня в вечернее время (примерно к 19 часам).

Понятно, что абсолютно всё запомнить невозможно. Поэтому из потока информации необходимо выбрать наиболее существенное. Решив для себя, какая именно информация вам необходима, четко сформулируйте познавательную цель. Например: «Хочу знать, кто является архитектором здания Большого театра? Какие еще здания принадлежат этому зодчему?» Следует решать больше задач и выполнять практические упражнения с использованием той информации, которую необходимо запомнить.

Важным условием того, чтобы информация запомнилась быстро и надолго, является наличие интереса к ней. Старайтесь расширять свой кругозор. Чем больше человек знает, тем лучше запоминает. Процесс усвоения и воспроизведения информации зависит от концентрации внимания. Внимание — это резец памяти: чем оно острее, тем более глубокие следы оставляет.

Большое значение для запоминания имеют наши чувства и эмоции. Старайтесь придавать запоминаемому материалу эмоциональную окраску, вызывая у себя определенные чувства. Информация, которая вам безразлична, плохо запоминается.

Непременным условием хорошего запоминания является понимание того, что надо усвоить. Хорошо запоминается то, что понятно. Все законы, правила, формулы сначала должны быть поняты и лишь после этого их можно заучивать дословно.

Эффект запоминания зависит от характера информации, и прежде всего от вашей активности и самостоятельности при ее усвоении. Психическая активность проявляется в сравнении, противопоставлении, анализе, синтезе, обобщении изучаемого материала. Материал следует представлять, воображать, одновременно проверяя качество запоминания. При усвоении понятий необходимо стремиться к собственным формулировкам.

Запоминание становится успешным при наличии запаса знаний, являющихся базовой основой новых знаний. Постижение нового приносит хорошие плоды, когда его можно сравнить со старым прошлым опытом.

Очень важно уделять внимание организации своего труда и отдыха. Наиболее целесообразно сблизить момент первого повторения материала и момент его первичного восприятия. Такое сближение предотвращает забывание. Если полученная информация не используется в течение трех дней, то 70% ее забывается.

Начинать запоминать материал надо с самого трудного раздела, стараясь отделить главное от второстепенного.

Запоминанию способствуют выписки из прочитанного, представление информации в виде схемы, опорных сигналов, проговаривание про себя и вслух, при помощи движений и при помощи ассоциаций. Каждый может изобрести свой собственный, уникальный способ повторения материала.

Очень полезно составлять планы конкретных тем и держать их в уме, а не зазубривать всю тему полностью «от» и «до». Можно даже порекомендовать писать шпаргалки в виде краткого, тезисного изложения материала. Но, увлекшись этим процессом, не забудьте, идя на экзамен, оставить продукты своего творчества дома.

Результат запоминания зависит от индивидуальных особенностей человека, а также от режима деятельности. У некоторых заучивание наиболее продуктивно в вечернее время, у других — утром. Наименее эффективно заучивание днем. Целесообразнее всего запоминать вечером и повторять на следующее утро. Обширный материал лучше делить на небольшие группы.

Полезно ставить перед собой такие задачи на запоминание, которые несколько превышают ваши возможности. Говорят, что правильно забыть — наполовину вспомнить. В этом случае хорошо использовать метод ассоциаций, то есть устанавливать связь запоминаемого материала с каким-либо событием, ситуацией и т.п.

Запоминание зависит от особенностей темперамента и характера человека. Так, холерики быстро запоминают, но быстро и забывают. А флегматики, наоборот, медленно запоминают, но помнят долго. Лучшие помощники памяти – дисциплинированность и организованность. Запоминание — это труд, и труд нелегкий. Поэтому важным условием усвоения материала является настойчивость и упорство в работе, умение не останавливаться на полдороге, а добиваться полного и прочного запоминания.

Деятельность мозга и питание

Всегда, а во время олимпиад особенно, заботьтесь о своем здоровье. В это трудное время нужно хорошо питаться. С помощью пищи, причем самой обычной, можно стимулировать деятельность мозга. Главное — знать, что есть и в каком наборе.

Что происходит в мозгу?

Там непрерывно работают свыше 100 миллиардов нервных клеток, причем каждая связана с еще 10000 других. И каждую секунду они одновременно обмениваются информацией и подают миллионы сигналов. Для того чтобы этот сложнейший механизм функционировал без сбоев, клеткам серого вещества мозга необходимо большое количество энергии. Мозг ежедневно забирает 20 процентов всей энергии, получаемой с пищей. Таким образом, то, что мы едим, решающим образом сказывается на работоспособности нашего мозга.

Меню из продуктов, которые помогут вам...

...улучшить память

Морковь особенно облегчает заучивание чего-либо наизусть за счет того, что стимулирует обмен веществ в мозгу. Наш совет: перед зубрежкой съесть тарелку тертой моркови с растительным маслом.

Ананас — любимый фрукт театральных и музыкальных звезд. Тот, кому необходимо удерживать в памяти большой объем текста или нотных знаков, нуждается в витамине С, который в достаточном количестве содержится в этом фрукте. Кроме того, в ананасах очень мало калорий (в 100 г всего 56). Достаточно выпивать 1 стакан ананасового сока в день.

Авакадо — источник энергии для кратковременной памяти (например, при составлении планов, расписаний, списков покупок и т.д.) за счет высокого содержания жирных кислот. Достаточно половины плода.

...сконцентрировать внимание

Креветки — деликатес для мозга: снабжает его важнейшими жирными кислотами, которые не дадут вашему вниманию ослабнуть. Достаточно 100 грамм в день. Но обратите внимание: солить их следует только после кулинарной обработки (варки или жаренья).

Репчатый лук помогает при умственном переутомлении или психической усталости. Способствует разжижению крови, улучшает снабжение мозга кислородом. Доза: минимум половина луковицы ежедневно.

Орехи особенно хороши, если вам предстоит умственный «марафон» (доклад, конференция, концерт) или долгая поездка за рулем. Укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

...достичь творческого озарения

Инжир освобождает голову для новых идей. Содержащееся в нем вещество по химическому составу близко к аспирину, эфирные масла разжижают кровь, мозг лучше снабжается кислородом. Лучший «корм» для журналистов и других творческих профессий.

Тмин может спровоцировать рождение гениальных идей. Эфирные масла, содержащиеся в нем, стимулируют всю нервную систему. Тот, кто нуждается в творческой активности мозга, должен пить чай из тмина: две чайные ложки измельченных семян на чашку.

...успешно грызть гранит науки

Капуста снимает нервозность, так как снижает активность щитовидной железы. Чтобы прошел «мандраж», съешьте салат из капусты перед экзаменами, и вы спокойно к ним подготовитесь.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информации за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями иностранным языком неплохо «принять на грудь» стаканчик лимонного сока.

Черника — идеальный «промежуточный корм» для студентов. Способствует кровообращению мозга. Лучше всего есть свежие ягоды или варенье.

Что происходит в душе?

На положительные и отрицательные эмоции тоже можно повлиять при помощи пищи. Поэтому следующие наши советы для тех, кто хочет поддержать хорошее настроение.

Паприка — чем острее, тем лучше. Ароматические вещества способствуют выделению «гормона счастья» — эндорфина.

Клубника очень вкусна, и к тому же она быстро нейтрализует отрицательные эмоции. Доза: минимум 150 грамм.

Бананы содержат серотонин — вещество, необходимое мозгу, чтобы тот просигнализировал: «Вы счастливы».

Упражнения для снятия стресса

Упражнение 1. Этот комплекс очень прост и эффективен, для его выполнения вам не потребуется ничего, кроме стены.

1. Нахмурьте лоб, сильно напрягите лобные мышцы на 10 секунд; расслабьте их тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее, напрягая и расслабляя лобные мышцы с интервалом в 1 секунду. Фиксируйте свои ощущения в каждый момент времени.

2. Крепко зажмурьтесь, напрягите веки на 10 секунд, затем расслабьте — тоже на 10 секунд. Повторите упражнение быстрее.

3. Наморщите нос на 10 секунд. Расслабьте. Повторите быстрее.

4. Крепко сожмите губы. Расслабьте. Повторите быстрее.

5. Сильно упритесь затылком в стену, пол или кровать. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

6. Упритесь в стену левой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

7. Упритесь в стену правой лопаткой, пожмите плечами. Расслабьтесь. Повторите быстрее.

Упражнение 2. Если обстановка вокруг накалена и вы чувствуете, что теряете самообладание, этот комплекс можно выполнить прямо на месте, за столом, практически незаметно для окружающих.

1. Так сильно, как можете, напрягите пальцы ног. Затем расслабьте их.

2. Напрягите и расслабьте ступни ног и лодыжки.

3. Напрягите и расслабьте икры.

4. Напрягите и расслабьте колени.

5. Напрягите и расслабьте бедра.

6. Напрягите и расслабьте ягодичные мышцы.

7. Напрягите и расслабьте живот.

8. Расслабьте спину и плечи.

9. Расслабьте кисти рук.

10. Расслабьте предплечья.

11. Расслабьте шею.

12. Расслабьте лицевые мышцы.

13. Посидите спокойно несколько минут, наслаждаясь полным покоем. Когда вам покажется, что медленно плывете, — вы полностью расслабились.

Упражнение 3. Это упражнение можно делать в любом месте. Нужно сесть поудобнее, сложить руки на коленях, поставить ноги на землю и найти глазами предмет, на котором можно сосредоточить свое внимание.

1. Начните считать от 10 до 1, на каждом счете делая вдох и медленный выдох. (Выдох должен быть заметно длиннее вдоха.)

2. Закройте глаза. Снова посчитайте от 10 до 1, задерживая дыхание на каждом счете. Медленно выдыхайте, представляя, как с каждым выдохом уменьшается и наконец исчезает напряжение.

3. Не раскрывая глаз, считайте от 10 до 1. На этот раз представьте, что выдыхаемый вами воздух окрашен в теплые пастельные тона. С каждым выдохом цветной туман сгущается, превращается в облака.

4. Плывите по ласковым облакам до тех пор, пока глаза не откроются сами.

Чтобы найти нужный ритм счета, дышите медленно и спокойно, отгораживаясь от всевозможных волнений при помощи воображения. Этот метод очень хорошо ослабляет стресс.

Через неделю начните считать от 20 до 1, еще через неделю — от 30 и так до 50.

Тибетский точечный массаж

1 – головокружение, боли сосудистого происхождения, мочевой пузырь;

2 «середина человека» (точка находится в верхней трети борозды) – отек лица, нервные тики глаз;

3 – активизирует мозг, внутренние органы;

4 «антистрессовая точка» – испуг, высокий эмоциональный накал, неожиданные негативные известия;

5 «cобрание всех болезней» (высшая точка в теменной ямке) – бессонница, неврозы, головная боль, мигрень, дистония и др.;

6«нить бамбука» – головная боль сосудистого происхождения, плохое зрение;

7 «ясный свет» – зрение, заложенность носа;

8 – меланхолия;

9«пруд ветров» – головные боли, укачивание в транспорте, неврозы, стрессы;

10«большой позвонок» – стрессы, неврозы с истерией, сосудистая дистония, слабость, подверженность апатии, судороги;

11«дворец труда» – уменьшение утомляемости, стимулирование деятельности сердца;

12«маленькая точка» (угол ногтевого ложа) – артериальное давление, недостаточный пульс, волнение, тревога;

13«маленький район» – смущение, боязнь покраснеть, сильное нервное напряжение;

14«божественные ворота» – сердцебиение, крайняя раздражительность, бессонница, повышенная чувствительность, обидчивость, склонность к слезам, отрицательным эмоциям. Необходимо массировать стержнем;

15«радость жизни» – раздражительность, утомляемость, рассеянность, психологический дискомфорт, сердце. Точка отвечает за бодрость и оптимизм.

РЕКОМЕНДАЦИИ  ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК ВОСПИТЫВАТЬ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ»

1.Проанализируйте вашу систему ценностей и установок в отношении воспитания детей. Способствует ли она реализации личности и одаренности в обществе?

2.Будьте честными в отношении к детям. Все дети весьма чувствительны ко лжи, а одаренные дети — особенно.

3.Оценивайте уровень развития ребенка. Обращайте внимание на его достижения. Оценки для одаренных детей — одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Прежде чем оценивать, необходимо спросить себя: «Что я вижу, что ценю в ребенке и как ему показать это?». При таком подходе система оценок со стороны родителей и педагогов, в которой ребенок видит себя, будет точнее и полнее отражать его свойства во всей их многогранности.

4.Будьте позитивно настроены на одаренность. Старайтесь вовремя уловить изменения, происходящие с ребенком. Они могут выражаться в неординарных вопросах, высказываниях или в нестандартном поведении и являться признаками одаренности.

5.Уважайте в ребенке его индивидуальность и неповторимость. Не проецируйте на него собственные интересы, увлечения и ожидания. Любите ребенка таким, какой он есть, а не за его исключительные таланты. Способствуйте развитию у него таких свойств, как щедрость, готовность помочь другим, терпение, ответственность, целенаправленность, чувство юмора и т. д.

6.Поддерживайте позитивное отношение к психологическим способностям ребенка. Создавайте у него мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск. Поощряйте самостоятельное мышление ребенка. Избегайте длинных объяснений и бесед.

7.Помогайте умственному росту одаренных детей в соответствии с их необычными способностями, обогащая наборы игр, обеспечивая достаточный круг общения, включая в разнообразные посильные занятия. В то же время не перегружайте таких детей: созревание личности еще не закончилось, и ее функциональные возможности не беспредельны.

8.Не ставьте ребенка в слишком жесткие рамки и не навязывайте ему то, к чему у него не возникает собственных побуждений. Прислушивайтесь к желаниям и потребностям ребенка.

9.Будьте терпимы к странным идеям ребенка, уважайте любопытство, старайтесь отвечать на все его вопросы.

10.Учите ребенка понимать и принимать других людей, сопереживать им, ставить себя на их место, проигрывать их роли, вырабатывать дружелюбное отношение к менее одаренному человеку. Это позволит избежать у одаренного ребенка формирования эгоцентризма.

11.Помните о повышенной чувствительности одаренных детей. Оказывайте им необходимую помощь и эмоциональную поддержку путем поощрения их деятельности, внимательно и доброжелательно относитесь к их мнениям и проблемам. С терпением и спокойствием воспринимайте эмоциональные перепады ребенка. Помогайте ему разобраться в том, что не все негативные комментарии и замечания относятся к нему и что люди говорят и действуют иногда неосознанно, без злого умысла.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГОВ

«ПРОБЛЕМЫ ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ ДЕТЕЙ»

· Неприязнь к школе, т.к. учебная программа не соответствует их способностям и скучна для них. 

· Игровые интересы. Высокомотивированным детям нравятся сложные игры и неинтересны те, которыми увлекаются их сверстники средних способностей. 

·  Высокомотивированные дети, отвергая стандартные требования, не склонны к конформизму, особенно если эти стандарты идут вразрез с их интересами. 

· Погружение в философские проблемы. Они задумываются над такими явлениями, как смерть, загробная жизнь, религиозное верование. 

· Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. Они предпочитают играть и общаться с детьми старшего возраста. Из-за этого им бывает трудно стать лидерами.

Причинами уязвимости высокомотивированных детей, являются следующие факторы:

· Стремление к совершенству. Высокомотивированные дети не успокоятся, пока не достигнут высшего уровняю. Стремление к совершенству проявляется рано.

· Ощущение уязвимости. Критически относятся к собственным достижениям, часто не удовлетворены, отсюда – низкая самооценка. 

· Нереалистические цели. Не имея возможности достигнуть их, они начинают переживать. Стремление к совершенству и есть та сила, которая приводит к высоким результатам. 

· Сверхчувствительность. Высокомотированный ребенок более уязвим.

· Считается гиперактивным и отвлекающимся, т.к. постоянно реагирует на разного рода раздражители и стимулы. 

· Потребность во внимании взрослых. Нередко монополизирует внимание взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими детьми, которых раздражает жажда такого внимания. 

· Нетерпимость. Часто с нетерпимостью относятся к детям, стоящих ниже их в интеллектуальном развитии. Они могут оттолкнуть окружающих выражением презрения или замечаниями.

ПАМЯТКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №1

«КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

Ваш ребёнок неуверен в себе. Он нуждается в вашей помощи и поддержке. Вот некоторые правила, которыми вы должны руководствоваться. 

§ Хвалите своего ребёнка за достижения, которые дались ему с трудом.

§  Порицайте не ребёнка, а его недостойные поступки.

§  Ставьте перед своим ребёнком посильные задачи и оценивайте их достижение. 

§ Не оставляйте без внимания любые усилия ребёнка по преодолению неуверенности в себе. 

§ Говорите со своим ребёнком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим. 

§ Не мешайте своему ребёнку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим. 

§ Не вселяйте в своего ребёнка страх и боязнь по отношению к себе.

§  Спрашивайте своего ребёнка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло. 

§Радуйтесь его победам над собой.

§  Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!

ПАМЯТКА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ №2

«КАК ПОМОЧЬ ПОДРОСТКУ ОБРЕСТИ УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ»

§ Никогда не подчѐркивайте вслух такую черту характера своего ребѐнка, как неуверенность. 

§ Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников. 

§ Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.  Если подросток сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему. 

§ Не ставьте своего ребѐнка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа. 

§ Вселяйте в своего ребѐнка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен». 

§ Критикуйте своего ребѐнка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны. 

§ Стимулируйте общение своего ребѐнка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом. 

§ Не сравнивайте своего ребѐнка и его качества характера с качествами характера детей, которые бывают у вас дома. 

§ Позволяйте своему ребѐнку проявить инициативу в преодолении неуверенности, заметьте еѐ и вовремя оцените.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«КАК НАДО ВЕСТИ СЕБЯ РОДИТЕЛЯМ С ОДАРЕННЫМ РЕБЕНКОМ»

1. Понять ребенка и осознать его неординарность

2. Не игнорировать всю уникальность его данных

3. Не восторгаться им сверх меры

4. Не превращать всю жизнь ребенка в «скачки» для удовлетворения своих высоких родительских амбиций

5. Создать условия для «поощрения» таланта

6. Не проецировать на одаренного ребенка собственные увлечения и интересы

7. Не культивировать необходимость преуспеть. Не заставлять его все время делать вам приятное, используя свою незаурядность

8. Не заставлять чрезмерно увлекаться любимым делом и не перезагружать его

9. Создать ребенку атмосферу творчества и не гасить возникший интерес

10. Учить терпению и поощрять за все старания

11. Тактично, деликатно помогать ему

12. Учить проигрывать и не воспринимать любую неудачу как трагедию

13. Стараться всеми способами уменьшить чрезмерную ранимость малыша

14. Учить ребенка быть как можно меньше уязвимым

15. Спокойно относиться к эмоциональным перепадам малыша

16. Учить владеть эмоциями

17. Попытаться помочь изжить чувство неудовлетворенности в себе, немного приземлив тот идеал, которому он подражает

18. Все делать, что от вас зависит, чтоб он не занижал свою самооценку и в то же время чтобы не выставлял сверходаренность напоказ

19. Не возвышать его над остальными детьми в семье

20. Наладить отношения со сверстниками. Учить быть дружелюбным в коллективе

21. Стараться объяснить, что неудобно поправлять других, показывая свою образованность и превосходство

22. Как можно больше уделять внимания физической активности ребенка

23. Следить за уровнем развития моторики и помогать осваивать различные физические навыки

24. Понять, в чем суть проблемы Вашего ребенка. С чем связаны агрессия и неприятие себя. Что беспокоит малыша все время

25. Учитывать его индивидуальность

26. Все время ободрять его

27. Тактично обращаться с ним

28. Суметь создать доброжелательную атмосферу по отношению к нему, привлекая не только близких, но и воспитателей ребенка

29. Считать себя самым счастливым из родителей

30. Не подрезать ребенку крылья, а отправляться с ним в «полет».

СОВЕТЫ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

«КАК РАЗВИВАТЬ РЕБЁНКА»

1. Отвечайте на вопросы ребенка терпеливо и честно.

2. Воспринимайте вопросы и высказывания ребенка всерьез.

3. Предоставьте ребенку комнату или уголок исключительно для его дел.

4. Найдите место, где ребенок смог бы показывать свои работы и достижения.

5. Не ругайте ребенка за беспорядок на столе, если это связано с его творческим процессом. Однако требуйте приводить рабочее место в порядок после его окончания.

6. Покажите ребенку, что его любят и принимают, безусловно, таким, какой он есть, а не за его успехи и достижения.

7. Поручайте своему ребенку посильные дела и заботы.

8. Помогайте ему строить свои собственные планы и принимать решения.

9. Помогайте ему улучшать результаты своей работы.

10. Берите вашего ребенка в поездки по интересным местам.

11. Помогайте ребенку общаться с ровесниками из разных культурных слоев.

12. Не сравнивайте своего ребенка с другими, указывая при этом на его недостатки.

13. Не унижайте своего ребенка, не давайте ему почувствовать, что он чем- то хуже вас.

14. Приучайте вашего ребенка мыслить самостоятельно.

15. Снабжайте ребенка книгами, играми и другими нужными ему вещами для его любимых занятий.

16. Побуждайте ребенка придумывать истории и фантазировать. Делайте это вместе с ним.

17. Приучайте ребенка к регулярному чтению с малых лет.

18. С вниманием относитесь к его потребностям.

19. Включайте ребенка в совместное обсуждение общих семейных дел.

20. Не дразните ребенка за ошибки.

21. Хвалите за любые успехи.

22. Учите его общаться со взрослыми любого возраста.

23. Разрабатывайте практические эксперименты, помогающие ребенку больше узнавать.

24. Не запрещайте ребенку играть со всяким хламом - это стимулирует его воображение.

25. Побуждайте ребенка находить проблемы и затем решать их.

26. Хвалите ребенка за конкретные поступки и успехи и делайте это искренне.

27. Не ограничивайте темы, обсуждаемые ребенком.

28. Давайте ребенку возможность самостоятельно принимать решения и ответственность за них.

29. Помогайте ребенку стать личностью.

30. Помогайте ребенку находить заслуживающие внимания телепрограммы и радиопередачи.

31. Развивайте в ребенке позитивное восприятие его способностей.

32. Поощряйте в ребенке максимальную независимость от взрослых, не теряя при этом уважения к ним.

33. Верьте в здравый смысл вашего ребенка и доверяйте ему.

34. Предпочитайте, чтобы основную часть работы, за которую взялся ваш ребенок, он выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном конечном результате. Дайте ребенку такую возможность.

35. Ведите дневник наблюдений за развитием вашего ребенка и анализируйте процесс развития.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ПРИ РАБОТЕ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

Изучайте индивидуальные особенности, особенности поведения одарённого ребёнка.  Вы должны преодолевать сложившееся бытовое представление о завышенной самооценке: не только не разрушать такую самооценку, а в случаях отчаяния как раз внушать ребенку сознание его незаурядных возможностей. 

Уважайте и обсуждайте любую его идею. Поверьте в то, что этому ребёнку порой дано понять и совершить то, что вам кажется непостижимым. 

Готовясь к занятиям с высокомотивированными детьми, помните о необходимости серьёзной умственной нагрузки высокомотивированного ребёнка. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, а потом и к самому себе - обязательные составные части успешности уроков. 

Подумайте о методике обучения. Высокомотивированные ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию. Центральной задачей педагога в работе с высокомотивированным ребѐнком является привитие вкуса к серьёзной творческой работе.

Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что высокомотивированные дети очень самолюбивы, ранимы, с обостренной чувствительностью - и не очень удачная шутка может их надолго выбить из колеи. 

Постарайтесь создать благоприятную атмосферу работы с детьми. Будьте доброжелательными, не критикуйте. Высокомотивированные дети наиболее восприимчивы. 

Стимулируйте ученика, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот. 

Экспериментируйте на уроке. Не бойтесь оказаться смешными и в то же время докажите, что вас нужно уважать, а не бояться. 

Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг. После окончания школы, ученик может чего-то достичь, или просто стать хорошим человеком, и, значит, учитель свои обязанности выполнил. 

Учитель должен быть сам в первую очередь нестандартной личностью с выраженным креативным мышлением, ему противопоказано мыслить стандартно, стереотипно, шаблонами. Мышление должно отличаться гибкостью, широким кругом интересов, не говоря о высокоразвитом интеллекте. 

В общении педагог отличается безоценочным принятием ребенка, хорошо ориентируется в его индивидуальных особенностях с целью индивидуализации обучения. 

Педагог должен обладать позитивной Я-концепцией, личность с низкой самооценкой может быть легко поставлена в трудное положение смышленым ребенком, даже если ему всего 4 года он должен уметь рефлексировать свои особенности, быть готовым к самосовершенствованию.

КАЧЕСТВА, НЕОБХОДИМЫЕ ПЕДАГОГУ ДЛЯ РАБОТЫ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАНННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

· Разбираться в психологических особенностях высокомотивированных детей, учитывать их потребности и интересы; 

· Быть доброжелательным и чутким;

· Уметь строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка; 

· Быть зрелым, т.е. четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения;

· Быть эмоционально стабильным, т.е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами; 

· Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений и стремление к постоянному самосовершенствованию; 

· Обладать чувством юмора;

· Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний;

· Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность;

·  Стимулировать когнитивные способности учащихся.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫХ УЧАЩИХСЯ

§ Интересуйтесь не только определенным видом деятельности, а развивайтесь всесторонне. 

§ Не бойтесь ошибиться при ответе, ведь неправильный ответ свидетельствует о работе мыслительных процессов, об умении высказывать свою точку зрения. 

§ Необходимо найти друга, товарища таких же способностей и интересов.

§  Не останавливаться на достигнутом. Принимать активное участие в школьной жизни (участие в конкурсах, олимпиадах и т.п.).  осещение дополнительных кружков, секций для развития своих творческих способностей. 

§ Не бойтесь просить о помощи близких, родственников, педагогов.

§ Подмечать свои достижения, успехи и хвалить себя за них, радоваться достигнутым целям. 

§ Не «переживать» в уме случившиеся конфликты и допущенные ошибки. Осознать их причины, сделать выводы и найти выход. 

§ Верить в свои силы и возможности, быть уверенным в себе.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

· не ограничивайте ребенка школьными рамками, а развивайте его интересы и ставьте перед ним новые, увлекательные задачи; 

· вам следует уделить специальное внимание проблеме развития и воспитания и искать дополнительную информацию;

· постарайтесь посвятить неделю тщательному наблюдению зa ребенком, за его интересами и ежедневными занятиями; 

· в качества общих установок для развития интереса и постановки задач вам следует рассмотреть три фактора, способствующие отличным достижениям: способности, возможности и индивидуальность.  Поддерживайте способности ребенка к творчеству и проявляйте сочувствие к ранним неудачам. Избегайте неодобрительной оценки творческих попыток ребенка.  Будьте терпимы к странным идеям, уважайте любопытство, вопросы и идеи ребенка. Старайтесь отвечать на все вопросы.

· Оставляйте ребенка одного и позволяйте ему, если он того желает, самому заниматься своими делами. Избыток "шефства" может затруднить творчество. 

· Помогайте ребенку учиться строить его систему ценностей, не обязательно основанную на его собственных взглядах, чтобы он мог уважать себя и свои идеи наряду с другими идеями и их носителями. Таким образом, он в свою очередь, будет и сам ценим другими.  Помогайте ребенку в удовлетворении основных человеческих потребностей (чувство обязанности, любовь, уважение к себе и окружающим), поскольку человек, энергия которого скована основными потребностями, менее способен достичь высот самовыражения. 

· Помогайте ему справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.  Объясните, что на многие его вопросы не всегда можно ответить однозначно. Для этого требуется время, а с его стороны терпение. Ребенок должен научиться жить в интеллектуальном напряжении, не отторгая идей, которые его создают.  Помогайте ребенку ценить в себе творческую личность. Однако его поведение не должно выходить за рамки приличного. 

· Помогайте ребенку глубже познавать себя, чтобы не упустить мимолетную идею. Проявляйте симпатию к его первым неуклюжим попыткам выразить такую идею словами и сделать ее понятной для окружающих.  Находите слова поддержки для новых творческих начинаний ребенка, избегайте критиковать первые опыты - как бы ни были они неудачны. Относитесь к ним с симпатией и теплотой.  Поддерживайте необходимую для творчества атмосферу, помогая ребенку избежать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников.

· Непременно постарайтесь найти ребенку компаньона такого же возраста и таких же способностей. Нельзя позволить ребенку погрузиться в одиночество и избегать общения.  Знайте, что если ребенок в начальных классах слишком увлекается своими занятиями и не имеет друзей, значит, он не нашел себе равных.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то сделать или понять, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет меньше вас, придет время, и, по крайней мере в каких-то областях, он будет знать и уметь больше. 

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать, помните, что наглядность очень важна при обучении учащихся. 

· Прежде чем ругать ребенка за неумение, попытайтесь понять природу трудностей и помогите найти пути решения проблемы. 

· Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите за его успехи и достижения.  При первых неудачах не нервничайте сами и не нервируйте ребенка. Пытайтесь отыскать объективные причины трудностей и смотреть в будущее с оптимизмом.  Старайтесь ориентировать программу и методику обучения на конкретного ребенка или конкретную группу детей так, чтобы можно было максимально раскрыть их возможности, опереться на свойственный им тип мышления. 

· Если у вас трудности в общении с ребенком, если вы не понимаете друг друга, не спешите обвинять в этом его. Возможно, вы относитесь к разным типам функциональной организации мозга, а значит, по-разному мыслите, воспринимаете, чувствуете, т.е. дело не только в нем, но и в вас. Он не плохой, а просто другой.  Нужно быть максимально терпимым, понимающим и мобильным, не переделывать ребенка, а попробовать изменить что-то в себе. 

· Постарайтесь, чтобы главным для вас стало не столько научить чему-то, сколько сделать так, чтобы ребенок захотел научиться, не потеряв интерес, почувствовал вкус к познанию нового, неизвестного. 

· Старайтесь не преподносить детям истину, а учите находить ее. Всячески стимулируйте, поддерживайте, взращивайте самостоятельный поиск ребенка.  Ребенок не должен панически бояться ошибаться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. «Падает тот, кто бежит; кто лежит, тот никогда не упадет». Старайтесь не выработать страха перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу. 

· Признайте за ребенком право на индивидуальность, право быть другим.  Изучение индивидуальных особенностей детей требует значительного времени и систематических наблюдений. С этой целью педагогу необходимо вести дневник, в котором следует описывать особенности детей и делать краткие выводы результатов наблюдения.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПСИХОЛОГА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«СПОСОБЫ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТОВ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫЫМИ  ДЕТЬМИ»

1.Выделение проблемы и ее признание. Следует прекратить любую физическую и словесную активность детей и пригласить их к совместному обсуждению поведения.

2. Описание того, что же произошло. Нужно узнать от участников и свидетелей размолвки о случившемся. Каждому по очереди позволить высказаться, не прерывая. Поощряя выступления детей, оставаться нейтральным.

3.Выбор нескольких решений. У непосредственных участников узнать их взгляд на то, как выйти из создавшейся ситуации. Если дети не находят ответа, предложить свою точку зрения.

4. Обсуждение взглядов, подчеркивание возможности существования более чем одного выхода из конфликта. Вместе подумать над физическими и эмоциональными последствиями этих решений. Полезно напомнить предыдущую схожую размолвку и ее решение.

5. Придя к всеобщему согласию о плане действия — действовать. Чтобы сохранить непредвзятое отношение к одаренным детям, нужно постоянно анализировать собственное восприятие, уметь терпеливо наблюдать. Одаренного ребенка на определенных этапах его развития «выдают» отклонения от его вполне нормального, благополучного поведения: 

· заметно снижается заинтересованность всегда активного ребенка;

· он становится чрезмерно критически настроенным по отношению ко всему и всем, включая себя. Ничто не может его удовлетворить;

· повышается «температура» его реакций. Он защищается и тогда, когда его никто не трогает; 

· он делает много просчетов в речи, становится невнимательным, теряет способность сосредоточиться; 

· периодически становится тихим, погруженным в себя, не стремится к публичным высказываниям.

Итак, мы видим, что высокомотивированные дети по-разному решают проблемы, возникающие у них при общении со сверстниками, учителями и родителями, поэтому они нуждаются в особом внимании и помощи со стороны окружающих при формировании социальных отношений. Входя в конфликт, необходимо сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:

1) возможно, и желательно ли устранение противоречия вообще (не забывая о том, что противоречие — двигатель развития);

2) если да, то имеются ли более экономные и более этичные пути разрешения противоречия, кроме конфликта;

3) если нет другого пути, то, как долго может длиться конфликт, и хватает ли у вас сил для победы. При сознательном вхождении в конфликт возможность управления им значительно выше и угроза здоровью будет меньше. Поэтому, если все способы избежать конфликта испробованы и понятно, что конфликт — единственно возможный способ урегулировать противоречия, следует самому выступать его инициатором. При этом следует помнить, что в больших дозах конфликты вредны для здоровья.

ТРЕБОВАНИЯ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ПЕДАГОГА,

ОСУЩЕСТВЛЯЮЩЕГО РАБОТУ С ВЫСОКОМОТИВИРОВАННЫМИ УЧАЩИМИСЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА 

· доброжелательность и чуткость к детям

·  широкий круг интересов

·  креативность

·  гибкость

·  позитивное видение мира

·  целеустремлённость

·  зрелость

·  эмоциональная стабильность

·  чувство юмора, живой и активный характер

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА 

·знания и умения, способствующие развитию каждого ребѐнка

·  знания и умения, способствующие развитию общей и специальной одаренности 

· умение распознавать (диагностировать) одаренных детей

·  выбор оптимальных форм обучения одарѐнных детей

·  разработка и индивидуализация учебных программ

·  строить воспитательно-образовательный процесс в соответствии с результатами диагностического обследования 

· создавать благоприятный психологический климат в группе («раскрепощѐнную обстановку», атмосферу доверия, вдохновляющую к творческим проявлениям) 

· консультирование родителей одарѐнных детей, установление с ними доверительных отношений

ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА 

· умение слушать

·  владение техникой постановки вопросов

·  построение позитивных межличностных отношений

ПЕРЕЧЕНЬ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ПЕДАГОГА, РАБОТАЮЩЕГО С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

1. Имеет высокий уровень интеллектуального развития

2. Имеет широкий круг интересов и умений

3. Готов к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей

4. Имеет творческое, нетрадиционное личное мировоззрение

5. Обладает чувством юмора (но без склонности к сарказму)

6. Имеет оптимистический настрой и активный характер

7. Разбирается в особенностях психологии одаренных детей, чувствует их потребности и интересы

8. Проявляет гибкость, готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию

9. Имеет помимо педагогического еще какое-либо образование

10. Имеет специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми

11. Готов к приобретению психолого-педагогических знаний для работы с одаренными детьми

12. Обладает крепким здоровьем и жизнестойкостью

13. Имеет эмоциональную стабильность

14. Имеет целеустремленность и настойчивость

15. Имеет позитивную «Я-концепцию»

16. Признает главную роль родителей в обучении одаренных детей

17. Способность к индивидуализации обучения

18. Умение создавать условия для конкретного воплощения творческих идей

19. Способность исключать давления на детей, создание раскрепощенной обстановки

20. Умение подчеркивать положительное значение индивидуальных различий

21. Умение стимулировать когнитивные способности учащихся

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.