Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

Русский язык

Дата: 1 октября в 15:53

Круглогодичная олимпиада по русскому языку 5 класс

№ задания

Формулировка задания и критерии оценивания

Максимальное количество баллов

1.

Расставь ударение в словах:

Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

2.

Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова.

Рубка, стол, клад, лапа, укус.

За каждый правильный ответ: 1 балл

5

3.

Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Том жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

                                     БокаСахар

За каждое расшифрованное слово 0,5 балла.

7

4.

Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю передают 2 звука.

а) лето

б) счетчик

в) подъезд

г) поздняя

д) юный

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

5.

Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода».

Дождик льёт — кругом вода,

Мокнут столб и провода.

Мокнут кони и подвода,

Дым над крышами завода,

От бегущих быстро вод

Задрожал водоотвод.

Протекает небосвод —

На земле водоворот.

А по лужам у ворот

Дети водят хоровод.

3

6.

Запиши слова, значение которых определено через исходное слово.

а) «тот, кто обманывает»

б) «маленький огурец»

в) «слегка горький»

г) «тот, кто читает»

д) «там, где растёт малина»

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

7.

Составь и запиши слово, используя следующие подсказки:

Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход.

3

8.

Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст.

В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром.

За каждое правильно заменённое слово 1 балл.

6

9.

Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду:

Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить

1

10.

Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова.

слизала — слезала

3

11.

Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания.

а) заклятый …

б) закадычный …

в)     … баклуши

За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл.

3

12.

Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа.

а) ромашки

б) брюки

в) овощи

г) пироги

д) сутки

2

13.

Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И:

1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк..
2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад..
3) запах полын.., сирен.., зелен..

1

14.

Вставь пропущенные буквы.

Люди пишут, а время ст...рает,

Всё ст...рает, что может ст...реть.

Но скажи — если слух ум..рает,

Разве должен и звук ум...реть?

За каждую правильно вставленную букву 1 балл.

5

15.

Вставь пропущенные буквы:

а) реж..шь

б) отвеча..шь

в) ман..шь

г) барабан..шь

д) вид..шь

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

16.

Вставь пропущенные буквы:

а) в..лосок

б) ф..нари

в) с..лат

г) в..трина,

д) ч..совщик

За каждый правильный ответ 1 балл.

5

17.

Вставь букву Т там, где необходимо:

а) Вкус_ный

б) Свис_нул

в) Мес_ность

г) Гиган_ский

д) Поз_ний

За каждый правильный ответ 1 балл

5

18.

Вставь пропущенные буквы.

а) бур(?)ян

б) об(?)явить

в) с(?)есть

г) бар(?)ер

д) раз(?)единить

За каждый правильный ответ 1 балл

5

19.

Вычеркни лишнее слово в данном ряду:

Растущий, прорастающий, простейший, росточек;

1

20.

Вставь пропущенную букву:

а) предл…гать ничью

б) прил…жение к журналу

в) популярное изл…жение

г) густо р…сти

д) маленький р…сток

За каждый правильный ответ 1 балл

5

21.

Вставь пропущенную букву

а) трудолюбивые пч..лы

б) спелый крыж..вник

в) ж..лтый одуванчик,

г) мягкая ш..рстка

д) ровный ш..в

За каждый правильный ответ 1 балл

5

22.

Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И:

  1. ц..ган, огурц.., ц..плёнок;
  2. ц..рк, ц..линдр, революц..я;
  3. бледнолиц..й, лисиц..н, ц..фра.

1

23.

Подчеркни выделенные слова как члены предложения.

Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей.

2

24.

Из данного предложения выписаны словосочетания. Отметь ошибочные варианты.

Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями.

а) изредка снег;

б) снег срывался;

в) срывался с ветвей;

г) на землю;

д) падал на землю;

е) изредка срывался;

ж) падал хлопьями;

з) тяжёлыми хлопьями.

За каждый правильный ответ 1 балл.

3

25.

Расставь в тексте знаки препинания.

Конь вышел вытянул голову заржал.

Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб фыркает.

Все улыбаются радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

6

26.

Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст.

1) Они раскачивались и шумели.

2) Сосны толпились у берега

3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни.

4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом.

5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу.

5

Максимальное количество баллов за олимпиаду — 100.

1 место — 90-100 баллов.

2 место — 80-89 баллов.

3 место — 70-79 баллов.

№ задания

Ответы к заданиям

1.

тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства.

2.

трубка, столб, склад, лампа, уксус.

3.

Приглашаю тебя на свадьбу дочери.

Дом шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить.

                                     ПокаЗахар

4.

в, г, д

5.

Вода, водоотвод, водоворот

6.

а) обманщик

б) огурчик

в) горьковатый

г) читатель

д) малинник

7.

 рассказчик

8.

В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И весело и волнующе запахло оттаявшим кедром.

9.

плакать

10.

Кошка слизала всю сметану.

Кошка долго слезала с дерева.

11.

а) заклятый враг

б) закадычный друг

в) бить баклуши

г) пропускать мимо ушей

д) развесить уши

12.

б), д)

13.

3)

14.

Люди пишут, а время стирает,

Всё стирает, что может стереть.

Но скажи — если слух умирает,

Разве должен и звук умереть?

15.

а) режешь

б) отвечаешь

в) манишь

г) барабанишь

д) видишь

16.

а) волосок

б) фонари

в) салат

г) витрина,

д) часовщик

17.

а) Вкусный

б) Свистнул

в) Местность

г) Гигантский

д) Поздний

18.

а) бурьян

б) объявить

в) съесть

г) барьер

д) разъединить

19.

простейший

20.

а) Предлагать ничью

б) Приложение к журналу

в) популярное изложение

г) густо расти

д) маленький росток

21.

а) трудолюбивые пчёлы

б) спелый крыжовник

в) жёлтый одуванчик,

г) мягкая шёрстка

д) ровный шов

22.

2)

23.

Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей.

24.

а) , б), г)

25.

        Конь вышел, вытянул голову, заржал.

Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок.

Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб, фыркает.

Все улыбаются, радуются. Только старая сорока сидит на раките и трещит. Всем известно, что сорока — самая болтливая птица на свете.

26.

2, 1, 4, 3, 5

     Круглогодичная олимпиада по русскому языку 6 класс

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?
    А) Мать
    Б) беречь
    В) вернешься
    Г) ясли
    Д) боюсь
  2. Выберите варианты слов, в которых ударение падает на последний слог.

          а) стройна       б) правдивее        в) суровее        г) далека        д) ленивее  

  1. В какой паре слов нет рифмы?
    А) документ-инструмент
    Б) обидно-завидно
    В) алфавит-позвонит
    Г) торты-мосты
  2.  Укажите пример с нарушением речевой нормы.
    А) прилягте
    Б) ехайте
    В) повтори́м
    Г) хотите

  1. Отыщите, в каком ряду во всех словах нужно вставить букву е.

            а) Как постел…шься, так и высп…шься.

б) Где стро…шь, там и ро…шь.

в) Розы кол…тся, а пчелы жал…тся.

г) Человек все ум..ет: он и паш…т, он и се…т.

д) Дождь вымоч…т, а солнышко высуш…т.

6.  К каждому слову найти свой синоним.

1. невежда

а. странно, несуразно

2. невежа

б. буйство

3. неистовство

в. грубиян

4. незыблемый

г. несокрушимый

5. нелепо

д. неуч

  1. Анаграмма — перестановка букв в слове, создающая новое слово (например, роман — норма). Образуйте новые слова от предложенных:

ТЬМА, БАНКА, КОЧАН, МОШКАРА, ШЛЮПКА

  1. Какими частями речи могут быть следующие слова. Составьте с ними словосочетания или предложения, чтобы было ясно, какая это часть речи.
    Стих, печь, жаркое
  2. Выполните морфемный разбор слов:

           Осинка, царапинка, снежинка, осетринка, тропинка, корзинка, росинка,  приморский.

  1. Объясните значение выделенных слов (отрывок из «Сказки о царе Салтане»

…Идут витязи четами,

И, блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведёт.

  1. Составьте пары антонимов из фразеологизмов:
    не разлей вода, повесить нос, до седьмого пота, как кошка с собакой, денежный мешок, угасшее светило, спустя рукава, ни гроша за душой, восходящая звезда, воспрянуть духом

  1. Завершите сказку.

Однажды на светлой солнечной лужайке собрались несколько существительные: Небо, Дорога, Сказка, Песня, Здоровье. Стали они высказывать друг другу свои обиды на литераторов, учителей, школьников, что дали они им в друзья постоянные прилагательные, от которых никто не может отделаться.

- Я во всех сочинениях голубое, безоблачное, - вздыхало Небо.

- А ко мне привязалось слово ровная, да еще как стрела, а какая я ровная? – чуть не плакала дорога.

 Круглогодичная олимпиада по русскому языку 10 класс

  1. Расставьте ударение в словах: сливовый, петля, усугубить, , балюстрада, обжитое, бармен, эксперт, перчить, форзац, новорожденный, коклюш, жалюзи, туфля, вечеря, знамение, озвучение,  задолго, еретик, анатом, донельзя.  (2балла)

  

2.  В каких словах количество букв совпадает с количеством звуков?

1) крыжовник       5) чувство

2) четвёрка             6)юность

3) фасоль                7)якорь

4) вьюга                  8) лекция                       (2балла)

  1. В данной ниже шутке из «Толкового словаря живого великорусского языка»        В.И. Даля использованы  названия букв славянской азбуки, обозначавшие некогда гласные звуки. Напишите эти буквы. Какие из них сохранились в современном алфавите и что они теперь обозначают?

                               Еръ да еры упали с горы.

                               Ерь да ять – некому поднять.     (6баллов)

                                                                                     

  1. Выберите слова, в которых присутствуют все значимые части слова: ошейник, землечерпалка, покрасневший, вблизи, перестройка, вынуть, здание, напряженность, намекать, натуральный, наушник. Сражение, ставка, забава, забота, залив.   ( по 0,5 за слово)

     

  1. Назовите способы образования слов: пароходный, везенье, шашлычная, смоленский, землепашец, безлюдный, по – своему, какой – нибудь, перенос, суперобложка.         (5баллов)

6.Дан ряд слов: воробей, дракон, крокодил, пчела, самолёт. Найдите лингвистические признаки, по которым одно слово из этого ряда можно противопоставить оставшимся четырём.  (4 балла)

                   

7.Отметьте верные определения знаком (+), неверные (-)

Конфуз – неловкость.

Постамент – подставка.

Концепция – система взглядов.

      Гротеск – неглубокая пещера.

      Водевиль – короткая комическая пьеса.

      Пролог – заключительная часть.

      Риторика – учение о ритме.

      Ликовать – торжествовать.

      Корифей – победитель.

      Фольклор – народное творчество.                                       (  3балла)

8. .Исправьте предложения, объясните причину ошибки.

  1)Ученик, раскроющий тему глубоко, получит высокую оценку.

  2) Читаемая книга произвела на меня глубокое впечатление.

  3) Прочитанная лекция для студентов была очень содержательна.                                (3балла)

9. Напишите словами цифры, раскройте скобки.

 1) В первый же день зарегистрировали 371 (делегат)

2) Расстояние между Челябинском и Петровском измеряется 9769 (километр)

3) Для спектакля приобрели28 (брюки)

4) За газету я уплатила около 11/2   (рубль)

5) С момента запуска ракеты прошло 23 (сутки)   5баллов)

10. Определите, к какой части речи относятся выделенные словоформы.

       1)  Человек! – Это великолепно, это звучит гордо!

       2)Онегин, я тогда моложе, я лучше, кажется, была.

       3)И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом.

       4)Там звёзды крупней и сильней аромат.

       5)Небо молнией летучей опоясалось кругом.

       6)Слышу голос из прекрасного далёка.

      7)Плоскость, ограниченная окружностью, называется кругом.  ( по 0,2 за слово)

11. В каких случаях в русском языке можно наблюдать переносное употребление форм настоящего, будущего и прошедшего времен глагола? (На примерах)       ( 8 баллов)

12. Среди данных слов найдите родственные: сугроб, кон, стёжка, разуть, подоплека, грести, онуча, наказание, ведьма, грабли, приучил, достигает, закон, плечо, невежда, наука, казнь.   (4 балла)

13. В старину случалось, что за время карточной игры сжигали столько свечей, что их стоимость превышала сумму выигрыша. Так и появилось сначала во французском, а потом и в русском языке выражение. Какое? Что оно означает? Вспомните антоним.         (2 балла)

14. Какая разновидность омонимов использована для рифмы?

                       Я к вам пишу случайно; право,

                       Не знаю как и для чего.

                       Я потерял уж это право.

                       И что скажу вам? – ничего!                 ( 1балл)

15. Расставьте знаки препинания и дайте характеристику предложению:

И тут случилось то о чём не догадался ни начальник порта ни пожарные горящие крысы нырнули   под склады под пакгаузы и через полчаса в Батумском порту начался пожар.

( 1+2 балла)

16. Подберите по памяти отрывки из стихотворений , сказок , басен с обращениями. ( по 1 баллу за пример)

17. Напишите две миниатюры в научном и художественном стиле на тему «Небо»   (10баллов)

                 

                                    

                                       

                                           Ответы.

1. Ответ : слИвовый, пЕтля, усугубИть, балюстрАда, обжИтое, бАрмен, экспЕрт, перчИть, фОрзац, новорождённый, коклЮш, жалюзИ, тУфля, вЕчеря, знАмение, озвУчение, задОлго, еретИк, анАтом, донЕльзя.            ( 2б.)

    2. Ответ : 1,2,4, 6, 7                          (2б.)

     

    3.Ответ.   Ъ – «еръ»  Ы – «еры»        Ь – «ерь»            Ь – «ять»

              В алфавите остались буквы Ъ, Ь, Ы. Буква Ы сохранила своё звуковое значение. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают, а выполняют разделительную функцию. Буква Ь указывает на мягкость согласного.         (6б.)

    4.Ответ: ошейник, покрасневший, перестройка, напряжённость, наушник, сражение, залив.                 ( по 0,5 за слово)

5.Ответ: суффиксальный, суффиксальный, переход прилагательного в существительное, наложение, сложение с присоединением суффикса, приставочно – суффиксальный, приставочно – суффиксальный, постфиксальный, бессуффиксный, приставочный.                 (5б.)

6.Ответ. 1. По признаку категории одушевлённости \  неодушевлённости: самолёт- неодушевлённое существительное, т.к. форма и.п. ед.ч. совпадает с формой в.п. ед.ч.

                2.Пчела-1скл., остальные слова2скл.

                3. В слове воробей мягкая основа, в остальных -  твёрдая.

                4. Только слово самолёт является производным, образовано с          помощью сложение основ.                    (4б.)

7.Ответ.   (-)  постамент, гротеск, пролог, корифей.  (3б.)

8.Ответ. 1) Причастия не могут иметь форму будущего времени.

             2) Причастие употреблено в форме настоящего времени, а сказуемое – в форме прошедшего. В предложении есть штамп: «произвести впечатление»

            3) Нарушен порядок слов, поэтому смысл не ясен.      (3б.)

               9. Ответ.  1 – триста семьдесят одного делегата; 2 – девятью тысячами семьюстами шестьюдесятью девятью километрами; 3 – двадцать восемь пар брюк, 4 – около полутора рублей; 5 – около двадцати трёх суток.            (5б.)

10. Ответ:   1) великолепно – прилагательное; гордо – наречие; 2) моложе, лучше – прилагательные; 3) кругом – наречие; 4) крупней, сильней – прилагательные; 5) кругом – наречие; 6) далёка – существительное; 7) кругом – существительное.    (по 0,2 за слово)

11.Ответ. Настоящее в значении прошедшего. Иду я вчера вашего дома, гляжу: в окнах свет.

                Настоящее в значении будущего. Завтра вы берёте машину и едете в аэропорт.

                Будущее в значении прошедшего. Собака-то как зарычит, а барыня как закричит.

                Прошедшее в значении будущего. Если вы не придёте, мы погибли! (= мы погибнем)                        (8б.)

12.Ответ: сугроб – грести – грабли; кон – закон; приучить – наука; ведьма – невежда; казнь – наказание; разуть – онуча; подоплека – плечо; стёжка – достигать.   (4б.)

13.Ответ. Игра не стоит свеч означает неоправданные усилия. Антоним – игра стоит свеч.

                 (2б.)

14.Ответ: омоформы.   (1б.)

15. Ответ. И тут случилось то, о чём не догадался ни начальник порта, ни пожарные: горящие крысы нырнули под склады, под пакгаузы, и через полчаса в Батумском порту начался пожар. ( сложное бессоюзное с сочинительной и подчинительной связью).

(1+2б.)

16. ( по 1баллу за пример)

17.  10баллов.

Олимпиадные задания для учащихся 11 класса
 

1. Произнесите слово ЛЁД и определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в строках Б. Пастернака.

Мело, мело по всей земле во все пределы. Свеча горела на столе, свеча горела.

2. Сравните значения приведенных ниже слов и определите значения морфем латинского происхождения ТРАНС и КВАЗИ.

1) Транссибирский, трансполярный, трансатлантический, трансокеанский, транслитерация.

2) Квазинаучный, квазиученый, квазичастицы, квазистатический.

3. Установите авторство и объясните смысл следующих высказываний:

1) Растекаться мыслью по древу. 2) Ох, тяжела ты, шапка Мономаха.

3) Ворона в павлиньих перьях.

4. Составьте предложение с разными формами слова ДЕНЬ так, чтобы оно было употреблено в функции подлежащего, сказуемого, дополнения, обстоятельства.

5. Какие из приведенных слов являются заимствованными? По каким признакам каждого заимствованного слова вы пришли к такому выводу?

Город, обаяние, маркетинг, пафос, аэродром, препона, конферансье, ошеломить, сарафан, штаб.

6. Прочитайте предложение. Выпишите все словосочетания, распределяя их по столбикам всоответствии с типом подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Так раздумывала княгиня Вера и не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней на браслете.

7. Укажите значение фразеологизма нести околесицу. Установите исконное значение слова околесица. Связано ли оно со словом колесо?

8. Прочитайте приведенный ниже текст. Как бы вы определили такой тип речи? Дайте стилистические пометы к словам, называющим одежду Петра. Знаете ли вы значение этих слов? Дайте им толкование. Подберите родственные слова кисподнее. Как вы объясните употребление в качестве однородных членов предложения слов с антонимичными корнями (См. предложение Царевич  рассматривал…)?

За окном, заваленном бумагами, Петр сидел в старом кожаном кресле с высокою спинкою у жарко натопленной печи. На Петре был голубой полинялый и заношенный халат, который царевич помнил еще до Полтавского сражения, с тою же заплатою более яркого цвета на месте, прожженном трубкою; шерстяная красная фуфайка с белыми костяными пуговицами; от одной из них, сломанной, осталась только половинка; он узнал её и сосчитал, как почему-то всегда это делал во время длинных укоризненных речей отца, - она была шестая снизу; исподнее платье из грубого синего стамеда; серые гарусные штопаные чулки, старые,  стоптанные туфли. Царевич рассматривал эти мелочи, такие привычные, родные, чужие. Из окна, за которым белела снежная скатерть Невы, косой луч желтого зимнего солнца падал между ними, тонкий, длинный и острый, как меч.

(По Мережковскому)

9. В некоторых русских поговорках упоминаются старинные меры веса или длины. Назовите эти поговорки. Каков смысл каждой из них?

10. Найдите«четвёртое лишнее»: Нефтегорск, Белогорск, Электрогорск, Зеленоградск. Прокомментируйте свой выбор.


 


 

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.