Новости проекта
Конкурс продлен! Принимайте участие!
Отвечаем на ваши вопросы!
Домашнее задание на контроле!
Важные моменты в Инструктивно-методическом письме
Голосование
Как Вам новый сайт?
Всего 166 человек

Здоровый Образ Жизни

Дата: 27 февраля в 12:10, Обновлено 5 апреля в 10:52

Не начинайте курить, а если курите - бросайте!

Примерно половина куривших в прошлом людей бросает курить одномоментно раз и навсегда. Еще столько же – постепенно сокращает число выкуриваемых сигарет до полного отказа от курения. Конечно, лучше бросить курить сразу и полностью, однако пожилые люди с длительным стажем курения во избежание синдрома отмены могут избавляться от этой привычки постепенно.

Наиболее трудными, по мнению тех, кто бросил курить, являются первые двое суток после отказа от курения. Это – своеобразный рубеж, преодолев который Вы значительно увеличите свой шанс расстаться с сигаретой.

Прежде всего, нужно четко обосновать причину, побудившую Вас бросить курить. Сохранение и укрепление своего здоровья, увеличение работоспособности, желание избежать хронического заболевания, совет врача или близкого человека, желание избавить своих детей от опасного воздействия табачного дыма и вредного примера – любая из важных для Вас лично причин должна быть учтена.

Решите, будете ли Вы бросать курить сразу или постепенно. Если Вы чувствуете сильное желание курить, то должны бросать резко. За день или два до окончательного отказа от курения попробуйте выкуривать в два раза больше сигарет, чем обычно – произойдет перенасыщение организма никотином и другими вредными компонентами табака, сигарета потеряет свой вкус. Вы отчетливее почувствуете на себе вредное влияние курения и легче сможете бросить курить.

Если Вы решили прекращать курить постепенно, то выработайте себе промежуточные цели на пути к окончательному отказу от курения (например, каждый день курить на 2 сигареты меньше; бросить курить через 2 недели, сокращая каждые 5 дней количество выкуриваемых сигарет на 1/3 и др.) – это поможет Вам рационально распределить свои силы.

  1. Постарайтесь понять, почему Вы курите, при каких обстоятельствах у Вас возникает желание закурить. Запишите это на отдельном листе бумаги; добавьте туда причины, побуждающие Вас отказаться от этой пагубной привычки. Несколько раз в день  просматривайте этот список, при необходимости изменяйте и дополняйте его.
  2. Сделайте курение настолько неудобным для себя, насколько это возможно:
    1. Не носите с собой сигареты, спички или зажигалки; спрячьте их, отдайте кому-нибудь.
    2. Покупайте сигареты только в определенном месте, желательно подальше от Вашего дома и работы.
    3. Не покупайте сигареты блоками; пока не закончится одна пачка, не приобретайте другую.
    4. Отдавайте предпочтение сигаретам с фильтром, не докуривайте сигарету на 1/3 или 1/2.
    5. Возьмите себе за правило после каждой выкуренной сигареты мыть руки, умываться, чистить зубы и менять одежду, чтобы избавиться от запаха табака.
    6. Затягивайтесь реже, уменьшите глубину затяжки. Между затяжками не оставляйте сигарету во рту.
    7. Не курите «за компанию».
    8. Если возникло желание закурить - не доставайте сигареты из пачки по крайней мере 3-5 минут. В это время постарайтесь занять себя чем-нибудь другим, что помогло бы забыть о сигарете.
    9. Фиксируйте время, когда Вы зажигаете сигарету, отмечайте, насколько сильно тянуло Вас в этот момент курить. Это поможет Вам понять, когда желание курить у Вас наиболее сильное. Выделите «самую важную сигарету дня», чтобы затем отказаться именно от нее.
    10. Ведите счет сигаретам, которые Вы выкурили за день. Стремитесь к тому, чтобы в каждый последующий день их было меньше, чем в предыдущий.
    11. Покупая пачку сигарет, записывайте их стоимость, а в конце недели подсчитайте, сколько Вы можете сэкономить на курении.
    12. Создайте благоприятные условия.
    13. Избавьтесь от сигарет и пепельниц в своем доме, автомобиле и на рабочем месте.
    14. Не курите в квартире, на рабочем месте и Вашем автомобиле, чтобы избавиться от запаха сигарет еще до того, как Вы начнете отказ от курения.
    15. Попробуйте отказаться от курения вместе с коллегой, сослуживцем, соседом, товарищем, другом или членом семьи - взаимная психологическая поддержка будет более эффективной.
    16. Избегайте ситуаций, в которых Вы привыкли курить.
    17. Попробуйте заменить курение другими занятиями: физическими упражнениями, новым увлечением.
  1. Выберите момент, когда Вам лучше всего бросать курить.
  1. Если Вы курите для того, чтобы было легче сосредоточиться или для снятия стресса, то бросать курить лучше во время отпуска. Если же Вы, наоборот, больше курите в кампании, во время отдыха с друзьями, то больше подойдет период повышенной нагрузки на работе или в учебе, когда Вам будет не до курения.
  2. Назначьте себе отказ от курения на дату, которая имеет для Вас особый смысл (день рождения, какой-нибудь праздник), а когда этот день наступит, не ищите причин отложить его на более поздний срок.
  3. За 2-3 недели до того, как Вы планируете бросить курить, начните принимать поливитамины и витамин «С», чтобы уменьшить неприятные последствия отказа от курения.
  4. За день или два до окончательного отказа выкуривайте примерно вдвое больше сигарет, чем обычно.

Синдром отмены

После отказа от курения у Вас могут появиться некоторые симптомы, связанные с преодолением зависимости организма от никотина. Это может быть:

  • ухудшение настроения;
  • чувство беспокойства, тревоги;
  • нарушение сна;
  • снижение концентрации внимания;
  • учащенное сердцебиение, потливость, иногда - боли в области сердца;
  • сухость во рту, кашель, першение в горле.

Не теряйтесь, помните, что неприятные ощущения наиболее интенсивны в первое время, а затем уменьшаются и сходят на нет. Для снижения тягостных ощущений Вы можете использовать никотиновый пластырь или никотиновую жевательную резинку, а также поливитамины, витамин «С», успокаивающие препараты (настойки валерианы, пустырника, пиона).

Прибавка в весе - как этого

избежать

  • Ешьте регулярно, 3-4 раза в день, не наедайтесь перед сном.
  • Ограничьте мучные изделия и продукты, богатые жирами.
  • Не ешьте больше одной порции, а если чувствуете голод, подождите минут 20, прежде чем взять добавку.
  • Не заменяйте сигарету конфетой или пирожным, лучше съешьте яблоко, апельсин, морковь или огурец.
  • Регулярно занимайтесь физическими упражнениями, они сжигают лишние калории, уменьшают стресс и отвлекают Вас от курения.

Возврат к курению

Большинство срывов происходит в течение первых 3-х месяцев с момента, когда человек бросил курить.

Не объявляйте всем, что Вы бросили курить; если Вам предложат закурить, скажите, что просто не хотите. Если Вам кажется, что отказаться от курения очень сложно - не загадывайте наперед. Просто дайте себе слово, что сегодня Вы не выкурите ни одной сигареты, и каждый раз давайте себе обещание только на один день. Вы будете удивлены, насколько помогает такая, казалось бы, осторожная тактика.

Если Вам нестерпимо хочется закурить, постарайтесь отвлечься, позвоните кому-нибудь из Вашей «группы поддержки». Сделайте дыхательную гимнастику, займитесь физическими упражнениями. Пожуйте жевательную резинку, съешьте яблоко, выпейте крепкий чай или кофе.

Не отчаивайтесь, если Вы вновь вернетесь к курению. Запомните: большинство людей делают несколько попыток, и только потом окончательно бросают курить. Пробуйте разные способы, выбирайте из них наиболее подходящие для себя и сделайте все, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы.

Желаем Вам удачи!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Уважаемые папы и мамы!

В жизни человек встречается не только с добром, но и со злом, приобретает не только положительный, но и отрицательный опыт. Запомните эти простые правила в нашей жизни…

  • всегда быть в курсе того, где сейчас находится ребенок. Приучите ребенка всегда спрашивать у вас разрешения, прежде чем куда-либо пойти. Помогите ребенку выучить ваш номер телефона, чтобы он в любой момент мог с вами связаться;
  • указать ребенку безопасные места. Не пожалейте времени, пройдитесь по району, чтобы показать ребенку, какие места можно считать безопасными, а какие – нет;
  • напоминать ребенку, что он должен быть бдительным. Расскажите ребенку, что нет ничего плохого в том, что он развернется и убежит с криками от незнакомого взрослого, если тот покажется ему подозрительным;
  • акцентировать внимание ребенка на том, что даже если незнакомый человек знает его имя, нельзя соглашаться на его предложения (имя можно случайно услышать);
  • обсудите с ребенком вопрос о помощи различных служб в ситуации, сопряженной с риском для жизни;
  • проговорите с ним те номера телефонов, которыми он должен  воспользоваться в ситуации, связанной с риском для жизни;
  • дайте ему ваши рабочие номера телефонов, а также номера телефонов людей, которым вы доверяете;
  • воспитывайте в ребенке привычку рассказывать вам не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
  • каждую трудную ситуацию не оставляйте без внимания, анализируйте вместе с ним;
  • не иронизируйте над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально. Помогите ему и поддержите его, укажите возможные пути решения возникшей проблемы;
  • если проблемы связаны только с тем, что ваш ребенок слаб физически, запишите его в секцию и интересуйтесь его успехами;
  • не опаздывайте с ответами на вопросы вашего ребенка по различным проблемам физиологии, иначе на них могут ответить другие люди;
  • постарайтесь сделать так, чтобы ребенок с раннего детства проявлял ответственность за свои поступки и за принятие решений;
  • учите ребенка предвидеть последствия своих поступков. Сформируйте у него потребность ставить вопрос типа: что будет, если?..
  • дайте возможность своему ребенку проговорить с вами самую трудную ситуацию до конца и без остатка. Это поможет ему освободиться от груза вины и ответственности;
  • постарайтесь переключить внимание ребенка с пережитой им ситуации на новые занятия или увлечения.

Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики

         Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”...

Д. Еникеева

Почему подростки начинают выпивать и употреблять наркотики.


       Проблема пьянства в подростковом возрасте имеет очень важное значение, поскольку само по себе регулярное потребление спиртного в столь уязвимом возрасте уже экстраординарно. При столь раннем начале употребления спиртного очень высок риск, что сформируется алкоголизм; болезнь сопровождается выраженными психическими расстройствами и чаще всего приобретает ускоренное, а иногда и злокачественное течение. По статистическим данным, до 80 процентов взрослых, больных алкоголизмом, начали злоупотреблять алкоголем именно в подростковом возрасте.

       Причин, по которым подростки начинают пробовать различные наркотически действующие вещества, множество. В целом их можно разделить на две большие группы.

       К первой группе относятся личностные отклонения и психические заболевания самого подростка, из-за которых он не может реализовать себя иным способом и ищет веселья и необычных ощущений в приеме спиртного или наркотиков. В подростковом возрасте могут быть многие психические заболевания. Некоторые из них впервые проявляются именно в этом возрасте, так как происходит психологическая и гормональная перестройка организма, и многие скрытые заболевания могут обостриться. Некоторые врожденные заболевания существуют уже с раннего детства, а в подростковом возрасте их проявления могут стать более явными. Психопатия - это аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество.

         Эти врожденные или приобретенные в раннем возрасте аномалии характера приводят к дисгармоническому формированию личности и нарушают социальную адаптациюю.

         Играют роль и различные факторы, отрицательно влиявшие на плод в период внутри-утробного развития, а особенно если во время беременности женщина употребляла спиртные напитки, курила, принимала лекарства, которые оказывают неблагоприятное влияние на развитие плода, или у нее были отравления какими-либо веществами, а также психические травмы или инфекционные заболевания (особенно вирусные), недостаточное питание, тяжелые токсикозы, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты.

         Различные родовые травмы, асфиксия в родах, наложение акушерских щипцов или вакуум-экстрактора, трудные длительные роды с угрозой для жизни ребенка, узкий таз роженицы и круп-ный ребенок, в результате чего происходит сильное сдавление головы при прохождении родовых путей, - все это может привести к так называемым органическим поражениям головного мозга. Неблагоприятными факторами являются и различные вредные воздействия на развивающийся мозг, заболевания центральной нервной системы или длительные истощающие болезни, перене-сенные ребенком в первые 2-3 года жизни. Играют роль и черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингит, менингоэнцефалит, вирусные заболевания), тяжелые отравления, перене-сенные в первые 4 года. Большое значение для развития нарушений поведения у ребенка, имею-щего вышеотмеченные аномалии центральной нервной системы, имеет неблагоприятное воздействие окружающей среды, в частности недостатки воспитания.

        Если ребенок растет в семье, где его воспитанием и коррекцией поведения никто не занима-ется, где оба родителя злоупотребляют алкоголем или когда отец - алкоголик, а мать озабочена только пьянством мужа и тем, как обеспечить детей самым необходимым, если ребенок растет в атмосфере скандалов даже непьющих родителей или воспитывается в неполной или деформиро-ванной семье (отчим или мачеха), если родители отдают его на воспитание бабушке с дедушкой, а те его обожают и во всем потакают, - то все аномалии характера еще более усиливаются.

         Когда ребенок воспитывается в благоприятной обстановке, если в семье его обучают нор-мам поведения в обществе, формируют положительную нравственно-этическую позицию, объяс-няя, что позволено делать, а что непозволительно, если при провинности ему спокойно и дружес-ки объясняют, без физических наказаний и иных травмирующих психику воздействий, то есть возможность корригировать его поведение и в дальнейшем он вырастает неэгоцентричным, как при многих видах психопатий. Акцентуация характера - это индивидуальные особенности, не являющиеся патологией, когда в характере доминируют те или иные черты.

          Варианты акцентуаций характера в целом те же, что и психопатий (возбудимая, истеричес-кая, психастеническая, астеническая и прочие), но все особенности выражены не столь резко, а главное, при акцентуации нет такой социальной дезадаптации, как при психопатиях.

         Умственная отсталость (олигофрения) и пограничная умственная отсталость (врожденная субдебильность и прочие проявления) тоже могут предрасполагать к раннему употреблению спиртного и приему наркотиков. Такие дети и подростки очень внушаемы, не способны правиль-но оценивать последствия своих поступков, они легко попадают под влияние других людей и больше подвержены отрицательному влиянию, чем положительному. Весь этот комплекс и создает почву для подражания сверстникам, имеющим опыт употребления спиртного и наркоти-ков. У подростков могут быть и тяжелые психические заболевания - шизофрения, эпилепсия, маниакально-депрессивный психоз. Они проявляются в психических расстройствах, создающих основу для приема спиртного и наркотиков.

         Ко второй группе причин, по которым подростки начинают выпивать и пробовать нарко-тики, относятся специфические особенности поведения, свойственные именно этому возрасту, из-за чего подростки часто не могут противостоять внешнему отрицательному влиянию.

         Подростковому возрасту свойственны специфические особенности реагирования на различные внешние воздействия и нарушения поведения, которые могут быть и проявлением имеющегося психического заболевания, но могут наблюдаться и у здоровых подростков. Чаще всего такие нарушения свойственны подросткам с акцентуацией характера и психопатиями.

          Употреблению алкоголя и наркотиков в подростковом возрасте, как правило, предшеству-ют нарушения поведения. Большинство современных подростков - акселераты, но в своем пове-дении и эмоциональных проявлениях многие остаются инфантильными. Это означает, что их поведение и эмоциональные реакции напоминают поведение детей. Несмотря на кажущуюся “взрослость” и высокий рост, у них могут сохраняться детские интересы и неустойчивость выра-жения эмоций, незрелость психики, внушаемость, подверженность чужому отрицательному вли-янию, склонность к подражанию, беспечность, легкомыслие, неспособность правильно оценить возможные последствия своих поступков, неразвитое чувство ответственности и долга. Подростки-акселераты не всегда способны критически оценивать себя и свое поведение. Они требуют от взрослых, чтобы к ним относились иначе, чем к младшим школьникам, так как они стали внешне выглядеть взрослыми и считают себя таковыми. Им хочется быть самостоятель-ными, а они еще не имеют возможности самостоятельно зарабатывать, в материальном отноше-нии зависят от родителей, а в школе их поведение контролируется учителями. Поэтому они находят компенсацию своей зависимости вне дома и школьных стен, в подростковых группах, где каждый стремится показать сверстникам, какой он “крутой”, и завоевать “авторитет” доступ-ными ему способами и средствами, которые популярны в данной группе, но разительно отличаются от требований, предъявляемых учителями и родителями.                 

        Помимо проблем, связанных с диспропорцией физического и психического развития современных детей, существует и диссонанс между подростками одного возраста. У одних физическое и сексуальное созревание происходит быстрее, у других медленнее, и они могут стать предметом насмешек более развитых сверстников. Чтобы не отстать от других и не стать посмешищем, подросток старается “переплюнуть” самых “крутых” и доказать, что он не хуже других. 

         Несовершеннолетние обычно начинают выпивать или принимать наркотически действую-щие вещества в группе сверстников или под влиянием взрослых. Независимо от того, есть ли у подростка психические отклонения или нет, групповые нормы поведения и склонность к подражанию приводят к тому, что если хотя бы один из сверстников пробовал спиртное или наркотики, то начинает выпивать или принимать наркотические вещества вся подростковая группа.

         В том, что подросток попадает под влияние такой группы, большую роль играет безнадзор-ность, отсутствие контроля родителей за тем, как он проводит свое свободное время, конфликт-ная обстановка в семье.

Употреблению спиртного и наркотиков способствуют особенности поведения, свойственные подростковому возрасту, а злоупотребление алкоголем или наркотически действующими вещест-вами, в свою очередь, еще больше нарушает поведение подростка.

Группирование со сверстниками - нормальное свойство подросткового возраста.

          Находясь дома один или с близким другом, психически здоровый ученик средних классов может найти себе занятие по душе и с увлечением играть в какую-либо игру, заниматься чтением, коллекционированием или другим хобби. Но общение подростка не ограничивается пределами семьи и дома. Ребенка дошкольного возраста можно за ручку отвести в детский сад, привести домой, позволяя гулять только в сопровождении взрослых. А с подростком этого сделать уже нельзя. Он самостоятельно ходит в школу, может задержаться после занятий. Его свободное время после занятий совпадает со временем, когда родители заняты на работе; бабушки и дедушки уже не в состоянии контролировать подросшего внука или внучку.

          В прежние годы были популярны занятия детей и подростков в различных спортивных, художественных секциях и кружках при Домах пионеров, и многие из них были заняты интерес-ным для них делом. Сейчас большинство спортивных и прочих секций стали платными и далеко не каждая семья может позволить себе такие расходы. Вряд ли сейчас встретишь группу школьников, увлеченно подметающих школьный двор или благоустраивающих спортивную площадку. Даже спортом многие из них не хотят заниматься, поскольку он перестал считаться престижным, за исключением тех видов, которые предназначены для самообороны или нападения. К тому же любые занятия спортом требуют упорства и труда, а сидеть во дворе или болтаться по улицам гораздо проще.

          Собираясь в группе сверстников (обычно группы организуются по территориальному приз-наку - живут в одном дворе, в одном районе, учатся в одной школе), многие подростки не могут придумать себе какого-то интересного занятия. Они сидят во дворе, бренча на гитаре или слушая музыку, катаются на мотоциклах, если они у них есть, или бесцельно бродят по улицам в надеж-де на какое-то “приключение”, которое разнообразило бы их жизнь. Со временем они сами нахо-дят себе такие “приключения” и развлечения, которые чаще всего имеют асоциальную направленность.

          Безусловно, такое бесцельное времяпрепровождение свойственно далеко не всем подрост-кам. Если бы это было так, наше общество в ближайшем будущем ожидала бы катастрофа. Но здесь мы говорим не о психически здоровых подростках, а именно о тех, которые начинают с такого “жизненного дрейфа”, а потом требуется вмешательство психиатра.

          Рано или поздно подростковая группа, которой нечем себя занять, “для настроения” или “для смелости” начинает употреблять спиртное. Обычно инициаторам является подросток, уже имеющий опыт употребления спиртного. Он предлагает выпить другим, и те, как правило, не от-казываются. Одни - из любопытства, другие - чтобы приобщиться к “взрослой жизни”, третьи - чтобы не отставать от других членов группы. Если раньше существовали ограничения в продаже спиртного по возрасту и подросткам обычно не продавали алкогольных напитков, то сейчас, хотя эти запреты никто не отменял, большинству продавцов коммерческих ларьков абсолютно безразлично, кому они продают свой товар, взрослому или несовершеннолетнему. В любое время дня и даже ночи подросток может купить любой спиртной напиток.

         Более доступными для подростков стали и наркотически действующие вещества. На любой дискотеке можно купить “экстази”, марихуану и другие наркотики. В школу, училище приходят торговцы наркотиками и предлагают учащимся свой “товар”. Приторговывают наркотиками и сами учащиеся. У современных подростков есть возможность легко и быстро заработать, поэто-му у них есть свободные деньги: у некоторых учащихся денег гораздо больше, чем у их родите-лей и учителей. Если кто-либо из членов группы отказывается пить со всеми или принимать наркотические вещества, он становится предметом насмешек; его называют слабаком, трусом, придумывают ему обидные прозвища, что очень болезненно для столь уязвимого возраста.

          Ребята боятся больше всего не того, что сверстники их изобьют (такие случаи тоже быва-ют), а именно насмешек своих товарищей. В этом возрасте они еще не уверены в себе и в своих силах, не могут дать достойный отпор на словах, а насмешки и обидные прозвища их очень трав-мируют.  Многие акселераты выглядят и считают себя уже взрослыми, а еще недостаточное пси-хическое развитие не избавляет их от подверженности чужому влиянию, тем более влиянию све-рстников, авторитет которых в этом возрасте начинает доминировать над авторитетом взрослых.

          Подростки обычно легко пьянеют. Даже банки пива или ста граммов вина достаточно, чтобы подросток, ранее не пробовавший спиртного, опьянел. Некоторые пьянеют и от меньшего количества алкоголя. Но это тоже расценивается в группе как признак слабости и становится предметом насмешек со стороны тех, кто уже имеет опыт неоднократного употребления спиртного и может выпить гораздо больше.

         Начиная употреблять спиртное, большинство юнцов не знает о своей малой выносливости к спиртному. Они видят, как пьют взрослые, даже если их родители не выпивают. Подростки име-ют возможность наблюдать это на улице или в кинофильмах, где бравый “герой” лихо опрокиды-вает стакан крепкого спиртного напитка. Из стремления подражать взрослым или любимым киногероям они поступают так же.

         Лидером подростковой группы становится кто-то из ребят, обычно тот, который старше других; имеет опыт употребления спиртного или наркотиков, или имеет психические отклонения, или физически сильнее остальных. Если лидер имеет асоциальные наклонности, тем более криминальный опыт, то такая группа может превратиться в банду, тщательно охраняющую свою территорию от других таких же группировок, в борьбе с которыми проходит их жизнь. Банда собирается во дворах, в подвалах, на чердаках, пустырях, заброшенных стройках. Лидер становится для членов группы непререкаемым авторитетом; обычно он всегда готов вступить с любым в драку и отстоять свое право управлять группой с позиции силы.

          Подростки начинают увлекаться силовыми видами спорта, “качаются”, чтобы увеличить мышечную массу и физическую силу, овладевают различными приемами самбо, каратэ, иногда придумывают какое-либо устрашающее название для своей группы, соответствующие лозунги. Накачав мышцы, они бросают спорт и проводят время в пьянках, картежных играх, сексуальных оргиях – в это вовлекаются девочки, хотя вначале группа обычно бывает однополой. Если кто-то имеет опыт употребления наркотиков, то вся группа начинает принимать наркотические средства, которые им удается раздобыть.

          Члены такой группы могут совершать и криминальные действия - изнасилование, воровст-во, грабеж, драки и прочее. Подростковая группа становится грозой своего района и всех сверст-ников, не входящих в группу. Они называют себя организацией. Многие подростки из благопо-лучных семей завидуют им и мечтают стать членами такой организации. Ребята заискивают перед сильными, задабривают их деньгами, оказывают разные услуги, и со временем их прини-мают в группу. Так прежние тихони и домоседы могут приобщиться к пьянкам, наркотикам, асоциальным формам поведения. Родители и учителя недоумевают: что произошло с подростком. Еще недавно был послушным, примерным учеником, а теперь ему уже неинтересно дома и в школе (училище), он становится грубым, развязным, скрытным, прогуливает занятия, при первой возможности убегает к своим новым приятелям, уносит из дома деньги и вещи.

         Некоторые подростковые группы состоят только из мальчиков, в некоторых, как уже гово-рилось, есть и девочки. Но обычно их немного. Как правило, это или девочки с явными психичес-кими отклонениями, или дочери алкоголиков, для которых такая среда привычна, и они без осо-бых колебаний следуют нормам группы, пьют спиртное и принимают наркотики наравне с мальчиками.

          Таких девочек вполне устраивает их роль в группе, большинство из них рано начинают бес-порядочную сексуальную жизнь и ничуть не тяготятся частой сменой сексуальных партнеров. Обычно их в группе не обижают, наоборот, мальчики берут их под свое покровительство, защи-щают их, ощущая себя “настоящими мужчинами”, и девочки этим чрезвычайно гордятся. Но даже если к ним относятся пренебрежительно, унижают и придумывают им оскорбительные прозвища, психически неполноценные девочки все равно терпят это и не уходят из группы, потому что только здесь они ощущают мужское внимание (пусть даже в оскорбительной форме), которого лишены в иных условиях.

          Далеко не всегда подростки группируются с асоциальными намерениями. Группа может объединять их и по интересам - занятия спортом, какими-либо хобби. Однако практика показы-вает, что в любой неконтролируемой взрослыми группе подростков рано или поздно может поя-виться новый участник, способный вовлечь других в пьянство или прием наркотиков. Этому воз-расту вообще свойственна подверженность чужому влиянию, причем с большей легкостью психически незрелые, инфантильные подростки поддаются отрицательному влиянию. Имитация - это стремление подражать во всем кому-либо. Подростки копируют манеру поведения своих сверстников или взрослых. Если кто-то из их окружения употребляет спиртное или наркотики, то из-за стремления к подражанию остальные тоже начинают пробовать алкоголь или наркотически действующие средства. Многие подростки избирают себе кумира - киногероя, актера, популярного певца или музыканта - и стараются копировать его и в одежде, и в прическе, и в поведении.

         Если объектом подражания является отрицательный герой, вот тогда и педагогам, и родите-лям следует заранее быть готовыми ко всяким неприятностям. Со свойственным этому возрасту максимализмом подросток постарается не только копировать своего кумира, но и “переплюнуть” его во всех отношениях. Самые большие неприятности ждут родителей и учителей, когда подрос-ток избирает объектом для подражания реального человека - взрослого или своего сверстника, злоупотребляющего алкоголем или наркотиками, особенно если это личность с криминальным прошлым. Большинство взрослых наркоманов неоднократно судимы, так как вся их жизнь, в том числе и способы добывания огромных денег на приобретение наркотиков, связана с криминалом. Открыв рот, школьники с упоением слушают о “подвигах” своего “героя”, о том, какой “кайф” дают наркотики, не имея возможности определить, где правда, а где ложь. Уголовник, найдя в их лице благодарных слушателей, еще больше привирает, чтобы заинтересовать и привлечь юнцов. Это чревато уже не только злоупотреблением алкоголем и наркотиками, но и различными криминальными действиями.

         “Бывалого” уголовника с восторгом слушают не только подростки, сами склонные к асоци-альному поведению, но и мальчики из благополучных семей. Для них это другая жизнь, захваты-вающая и полная приключений, а именно так преподносят свои “подвиги” не раз судимые лица. Подростку льстит такое внимание взрослого, тем более что тот обращается с ним как бы на рав-ных. И довольно часто во дворе вокруг таких асоциальных личностей группируются подростки. Но наркоману нужна не только аудитория заинтересованных слушателей. Он стремится исполь-зовать несовершеннолетних в своих целях.

         Выше уже говорилось о “контагиозности” наркомании. Каждый наркоман старается увели-чить круг “своих”. Во-первых, многие наркоманы не только сами принимают наркотики, но и приторговывают ими. Вовлекая подростков в наркотизацию, взрослый наркоман готовит буду-щих “клиентов”, которым потом будет сбывать свой товар. Во-вторых, он делает подростков послушным орудием в своих руках. За порцию наркотика приобщившиеся к этому пороку готовы на все. Взрослый может использовать таких ребят в своих криминальных целях, создавая из них группировки, которые для него “таскают каштаны из огня”. Вначале наркоман приучает ребят к наркотикам, угощает их, затем требует, чтобы они просили деньги у родителей или приносили из дома ценные вещи.  Отказать своему кумиру подросток не в состоянии - ведь он расценивает его как друга. А если такой человек уже создал вокруг себя подростковую группу, то отказать ему не может никто: иначе он станет посмешищем, “маменькиным сынком”. Собственной нравственной позиции у многих подростков еще нет. Этические понятия растущего человека формируются в большей степени под. влиянием родителей, а если родители не делают этого или их влияние негативно, то подросток попадает под влияние любого человека, которого он уважает.

         В отличие от взрослых, ребята еще не умеют анализировать чужой негативный опыт. Они не осознают, что такое преступление, закон, тюрьма. Со слов взрослых они знают, что воровать нельзя, но сами объяснить, почему нельзя, вряд ли сумеют. Подростки не знают и не боятся со-циальных последствий правонарушений. Недаром многие асоциальные личности эксплуатируют их, пользуясь их бесстрашием и отсутствием страха смерти или увечья. Они могут выполнить любой приказ без раздумий, совершить все, что прикажут их кумиры.

          Даже кратковременное пребывание в группе с асоциальным лидером заметно сказывается на поведении подростка. Прежде послушный сын и хороший ученик перестает подчиняться учи-телям и родителям, так как первая задача отрицательного лидера - дискредитировать других взро-слых в глазах подростков, чтобы поднять свой престиж. Подростку уже скучно в школе и не хо-чется быть дома, потому что в группе все гораздо интереснее - там “настоящая, взрослая” жизнь, свои тайны.

          Вторая задача такого лидера - добиться, чтобы дети не рассказали родителям, где и с кем они проводят время и чем занимаются. В отличие от подростков, такой человек знает Уголовный кодекс на собственном опыте и прекрасно понимает, чем ему грозит вовлечение несовершенно-летних в пьянство, злоупотребление наркотиками и криминальную деятельность. Под его влия-нием подростки становятся скрытными, огрызаются на расспросы родителей, если не умеют сов-рать убедительно, а в дальнейшем они уже обучаются обманывать родителей - опять-таки по под-сказке “лидера”, - и родители могут даже не подозревать, кто теперь руководит всей жизнью их ребенка.
         Под делинквентным поведением понимаются различные проступки, провинности, нарушения общественных норм поведения. От криминальных действий делинквентное поведение отли-чается относительной незначительностью правонарушений и только в крайних своих проявле-ниях влечет за собой уголовное наказание.

         Начинается обычно с прогулов занятий, затем могут быть драки, хулиганство, отнимание у младших детей или более слабых сверстников денег или вещей, угон велосипеда, мотоцикла или машины, чтобы покататься, выпрашивание денег у прохожих, мелкие кражи и многое другое.
Чаще всего к делинквентному поведению ведет употребление спиртного или наркотиков. А это, в свою очередь, приводит к более выраженным асоциальным формам поведения, и тут речь идет уже не о делинквентности, а о криминальных действиях. Безнадзорность, отсутствие семейного контроля и внимания родителей - это основа для делинквентного поведения в подростковом возрасте.

Реакция протеста

         Одна из наиболее частых в подростковом возрасте. Протестные формы поведения возника-ют в ответ на обиду, ущемленное самолюбие, недовольство требованиями или отношением близ-ких. Возникает психотравмирующая ситуация с отрицательно окрашенными переживаниями. Протестная реакция направлена против тех лиц, которые явились источником переживаний - чаще всего это родители.

         Поссорившись с родителями или учителями, школьник убегает на улицу к приятелям. Он злится на взрослых, а сверстники и совместное употребление спиртного или наркотиков повышают настроение, дают ощущение уверенности в себе и переоценку своих способностей.

          Реакция протеста подростка бывает и в тех случаях, когда в семье конфликтная обстановка. Родители ссорятся между собой, а реакция протеста ребенка направлена против них, поскольку они, по его мнению, виноваты перед ним, и он реализует свой протест в утрированной форме, совершает мелкие правонарушения - все делает назло родителям.

          Причиной реакции протеста может быть равнодушное отношение родителей, несправед-ливое, болезненное для самолюбия ребенка наказание, запрещение чего-либо, что значимо для него,.например, запрет видеться с приятелями. Протестные реакции могут быть и из-за предъ-являемых родителями чрезмерных претензий, требования выдающихся успехов, когда родители пытаются сделать из ребенка вундеркинда, ставят перед ним непосильные задачи, например чтобы он стал отличником в школе или походил на кого-то из своих сверстников. Подростку проще и легче проводить время на улице со сверстниками, чем сидеть дома за учебниками или упорно заниматься музыкой, спортом, иностранным языком, чего требуют родители.

          Подросток может проявить протест и при повторном браке одного из родителей, когда в семье появляются отчим или мачеха и их дети или когда в семье рождается еще один ребенок и старшему уделяется меньше внимания, чем раньше. Это и ревность, и соперничество с новым членом семьи за внимание матери.  Реакции протеста могут быть и у подростка с задержкой развития, умственной отсталостью, психопатией, из-за чего он плохо учится и его все ругают за плохую успеваемость и прогулы занятий. Пассивная реакция протеста - это замаскированная враждебность, недовольство, обида на взрослого, утрата с ним прежнего эмоционального контакта, стремление избегать общения. Подросток начинает искать общения на стороне и может попасть в сложившуюся группировку, где принято выпивать или употреблять наркотики. Реакция активного протеста проявляется в виде непослушания, грубости, вызывающего и даже агрессивного поведения, побега из дома в ответ на ссору, конфликт, жестокие методы воспитания, наказания, упреки, оскорбления. У подростка с психопатией или органическим заболеванием головного мозга реакция активного протеста может сопровождаться двигательным возбуждением - в гневе он может проявить агрессию, ломать предметы. Активный протест может выражаться и в стремлении делать назло, причинять прямой вред обидчику или мстить ему опосредованно собственным асоциальным поведением. В некоторых случаях реакция протеста может закрепиться и в последующем распространяется на всех взрослых вообще.
Реакция эмансипации - это борьба подростка за свою самостоятельность, независимость, самоутверждение. Он хочет освободиться от опеки взрослых любыми способами. Чем больше его контролируют и подавляют, тем больше он хочет избавиться от влияния взрослых. Наперекор им он начинает поступать по-своему, демонстрируя, что он уже самостоятельный. Если бы родители или учителя не принуждали его к чему-либо, он и сам мог бы это сделать.

          С таким поведением нередко сталкиваются и учителя, и родители, объясняя его упрямст-вом. На самом деле это вполне закономерная реакция для этого возраста. У психически здоровых подростков она со временем проходит. Крайние формы реакция эмансипации приобретает при неправильном поведении взрослых - если они проявляют деспотизм и требуют беспрекословного подчинения. При. этом возможны побеги из дома и бродяжничество. Реакция отказа от общения, игр, приема пищи, выполнения домашних обязанностей или посещения занятий может быть у подростков, когда родители оказывают им противодействие в общении с компанией сверстников.

          Так может произойти, если родители, желая оградить своего ребенка от группировки, где он выпивал или принимал наркотики, переводят его в другую школу (училище) или переезжают на новое место жительства. В этом случае подросток винит родителей в том, что они разлучили его с привычной компанией, и отказывается общаться с ними. Побеги из дома обусловлены разными причинами, например, тем, что с подростком плохо обращаются, унижают его или бьют, когда родители - алкоголики. Девочки нередко убегают после сексуального насилия со стороны отчима или пьяного отца, когда мать не смогла или не захотела защитить их.
Побеги бывают формой протеста против недостаточного внимания родителей, или их чрезмерных требований и деспотизма, или против навязываемого образа жизни.
Иногда побеги совершаются из дома ради поиска развлечений и новых впечатлений, приключений и свободы. Убегают из дома и дети и подростки, склонные к фантазерству и мечтательности, начитавшись книг о знаменитых путешественниках и дальних странах. Побег из дома может произойти и после того, как подросток совершил проступок и боится наказания взрослых, особенно часто это бывает у робких, “забитых” девочек и мальчиков, которых жестоко наказывают родители.

          Обычно первый побег бывает после какой-то ссоры или психической травмы, а затем эта форма реагирования закрепляется и в дальнейшем подросток уже на любую неприятность отве-чает побегом из дома. Беглецы недовольны тем, что родители и педагоги не принимают их всерьез, игнорируют их интересы, относятся к ним, как к маленьким. Такие подростки считают учителей и родителей отсталыми, консерваторами, не понимающими и не приемлющими образа жизни молодежи. Девочки протестуют против того, что учителя и родители запрещают им пользоваться косметикой, носить одежду, которая им нравится, что родители контролируют, с кем они проводят время и как развлекаются.

          Подростки, воспитывавшиеся во внешне благополучных семьях с материальным достатком, сбежав из дома, расценивают свою новую жизнь как свободу от семьи и школы. Им нравится, что они сами добывают себе средства к существованию, могут пить и принимать наркотики, не опа-саясь ни родителей, ни учителей, развлекаться так, -как хотят, и приобретать опыт жизни, в том числе и сексуальный. Убежав из дома, подростки избавляются от надоевшей опеки и контроля учителей и родителей, от всех обязанностей и принуждений, расценивая свою жизнь как легкую, веселую и свободную.

         Если побег был связан с тем, что дома с ними плохо обращались, подростки категорически не хотят возвращаться. Их даже больше устраивает детский приемник, куда их обычно помеща-ют, пока не обнаружат их родителей; и они намеренно скрывают свой адрес и фамилию, называ-ют вымышленные данные, чтобы их не отправили домой. Большинство “беглецов” попадает в асоциальные компании, в руки криминальных личностей. Как правило, все они начинают выпи-вать и принимать наркотики.

          Многие девочки после побега из дома становятся малолетними проститутками. Они не име-ют возможности заработать на жизнь, и их тут же подбирают сутенеры. Бывает, что психически больных девочек или девочек из неблагополучных семей взрослый мерзавец вовлекает в группу, приучает к наркотикам, пускает по рукам, а затем продает сутенерам или сам становится сутенером. Малолетние проститутки не видят для себя никакого выхода, да и не ищут его. Подчас они горюют лишь о том, что лишились группы, где они чувствовали хоть какое-то мужское внимание и были бы согласны вновь туда вернуться и всех “обслуживать”.
Некоторые малолетние проститутки подверглись изнасилованию в подростковой группе, но сами они не считают это изнасилованием. Девочки рассказывают, что выпивали или принимали наркотики вместе с другими подростками, а потом “ребята стали приставать и заставили”, но сожалений по этому поводу не испытывают. Многие даже не помнят своего первого сексуального партнера, говорят: “Давно это было”. Ранняя сексуальная жизнь - обыденное понятие для малолетних проституток. Они не связывают ее с возможным материнством, хотя сделали по нескольку абортов. Ни отвращения, ни удовольствия от сексуальных контактов эти девочки не испытывают. У них нет сексуального влечения ни к своим сверстникам, ни к взрослым мужчинам.

          Большинство малолетних проституток злоупотребляют и алкоголем, и наркотиками. У некоторых есть все признаки алкоголизма или наркомании. Они совершенно не тяготятся своей ролью, не протестуют, когда их унижают и бьют, смиряются со всеми трудностями своей “про-фессии”, разделяют “клиентов” и сутенеров на “плохих” и “хороших”, полностью зависят от своего сутенера, а иногда и влюбляются в него. Их даже не интересуют заработки. Если сутенер дает немного денег или кормит, одевает и покупает спиртное или наркотики, девочка считает, что он хороший, добрый: “не бьет”, “заботится”.

         Внешняя “взрослость” и “опыт” малолетних проституток сочетаются с психической инфан-тильностью и примитивностью интересов. Как правило, у всех них есть психические отклонения или заболевания - психопатия, олигофрения в степени дебильности, органические заболевания головного мозга, шизофрения.

         Дромомания - это склонность к бродяжничеству. Психиатры рассматривают ее как один из вариантов расстройства контроля над импульсивными побуждениями - обычно это неудержимое влечение к дальним странствиям. Истинная дромомания встречается сравнительно редко, в основном при психических заболеваниях - шизофрении, эпилепсии. Побеги таких больных обычно возникают без какой-либо внешней причины, им предшествует беспричинно изменившееся настроение, и сами подростки потом не могут объяснить, что их толкнуло на побег. Нередко они сами возвращаются домой измученные и голодные. Дромомания - это импульсивное влечение, и обусловлено оно основным психическим заболеванием. Из-за расстройства влечений такие больные могут приобщиться к употреблению спиртного или наркотиков.

         Реакции компенсации и гиперкомпенсации - это такие формы поведения, с помощью которых человек старается скрыть, замаскировать свои слабые стороны. Они являются средствами психологической защиты, например, когда подросток переживает чувство неполноценности из-за своего физического или психического недостатка. Примером реакции гиперкомпенсации может быть бравада, нелепое изменение своего внешнего вида, раннее начало курения, употребление спиртного и наркотиков у неуверенных в себе, робких подростков. Реакции компенсации и гиперкомпенсации чаще всего свойственны детям, которым родители уделяют мало внимания и любви, сиротам, детям, растущим в неполных или деформированных семьях, а также страдающим неврозами, комплексом неполноценности.

           Причинами начала употребления спиртного и наркотиков обычно является сочетание нескольких факторов, в числе которых наследственная отягощенность (алкоголизм родителей или наличие у одного из них или у обоих психического заболевания), влияние пьющих родите-лей, психические заболевания самого подростка, недостатки воспитания. Вследствие этого у под-ростка возникают различные психические отклонения, нарушения поведения, которые приводят его в группу пьющих ребят с асоциальным поведением.

          Многие крайние нарушения поведения несовершеннолетних (за исключением случаев психических заболеваний) вызваны неправильным поведением родителей. Бывает, что родители не только некритичны к своим методам воспитания, но винят в этом самого ребенка или его сверстников, которые втянули его в плохую компанию. Виноваты все, кроме самих родителей: и школа “плохо воспитывает”, и ребенок “трудный”, и друзья “плохие”.

                                Акция «Белая Ромашка»                 

     24 марта на всей планете отмечается Всемирный день борьбы с туберкулёзом. В этот день   (1882) немецкий микробиолог Роберт Кох объявил о сделанном им открытии микробактерии (возбудителя) туберкулёза. Спустя почти 100 лет, в 1993 году, Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) туберкулёз (ТБ) был объявлен национальным бедствием, а 24 марта – Всемирным днем борьбы с этим страшным заболеванием.

     Целью Всемирного дня является повышение осведомлённости о глобальной эпидемии туберкулёза и усилиях по ликвидации этой болезни.      В настоящее время одна треть мирового населения инфицирована ТБ.     Сеть организаций и стран, борющихся против ТБ, проводит этот День с целью привлечения внимания к масштабам этой болезни и способам её профилактики и лечения.

     Туберкулёз является инфекционной болезнью, передаваемой воздушно-капельным путём, которую можно предотвратить и лечить. При кашле больные люди с бактериями ТБ в лёгких могут инфицировать других людей. Между тем у здоровых людей инфицирование микобактериями туберкулёза часто не приводит к появлению каких-либо симптомов, так как иммунная система человека «отгораживается» от бактерий. К симптомам активной формы ТБ лёгких относят кашель, иногда с мокротой или кровью, боли в груди, слабость, потерю веса, повышенную температуру и ночной пот. При раннем выявлении и правильном лечении ТБ инфицированные люди перестают распространять бактерии и могут быть излечены.

     По прогнозам ВОЗ, в ближайшие десять лет туберкулез останется одной из десяти ведущих причин заболеваемости и смертности в мире. Каждые 4 секунды жители нашей планеты заражаются туберкулёзом, а каждые 10 секунд в мире от ТБ умирает один человек. Ежегодно этот коварный недуг уносит жизни 1,5 млн. человек.

     Между тем профилактика остаётся главным средством в борьбе с туберкулёзом. Врачи рекомендуют проходить взрослым не реже одного раза в год флюорографическое обследование в поликлинике с целью выявления туберкулёза на ранних стадиях.

     Цветок белой ромашки был выбран эмблемой борьбы с туберкулёзом в 1911 году. В том же году в Бобруйске создали отдел Всероссийской лиги борьбы с туберкулёзом. Первый день "Белой ромашки" состоялся 24 апреля 1911 года. В целях сбора пожертвований в фонд борьбы с туберкулёзом участники акции, в том числе студенты и гимназисты, продавали искусственные белые ромашки, изготовленные воспитанниками детских домов. Людям прикалывали к одежде бумажный или металлический знак цветка. Среди тех, кто принимал активное участие в распространении "Белой ромашки", была Софья Кологринова - правнучка великого русского поэта А.С.Пушкина.

     Несмотря на то, что туберкулёз излечим, эта болезнь ежегодно уносит примерно 1,5 млн. человеческих жизней. Сегодня решение проблемы туберкулёза зависит от совместных усилий врачей и гражданского общества. Поэтому мы стремимся обеспечить информацией об этом заболевании как можно больше людей, тем самым помогая им защитить себя. Белорусское Общество Красного Креста готово взять на себя не только информационную работу, но и оказывать пациентам с туберкулёзом психосоциальную помощь, оказывать поддержку противотуберкулёзным учреждениям в проведении амбулаторного этапа лечения заболевания.

     В течение последних лет в БОКК реализован ряд пилотных проектов по профилактике туберкулёза среди таких целевых групп, как находящиеся в местах лишения свободы, бездомные, работники предприятий с высоким риском заболевания. Организованы акции по сбору средств, оказана помощь маленьким пациентам противотуберкулёзных больниц и пациентам, у которых тяжелое социальное положение. Организована психосоциальная поддержка пациентов с мультирезистентным (лекарственно устойчивым) туберкулёзом на базе Республиканского научно-практического центра пульмонологии и фтизиатрии.

Краткая справка:

Добровольное республиканское общественное объединение «Белорусское Общество Красного Креста» (БОКК) - общественное неправительственное объединение, имеющее уникальный статус, который обеспечивается Законами Республики Беларусь «О Белорусском Обществе Красного Креста», «Об использовании и защите эмблем Красного Креста и Красного Полумесяца», «О донорстве крови и её компонентов» и узнаваемой эмблемой.

БОКК как самостоятельно, так и во взаимодействии с государственными органами осуществляет мероприятия по охране жизни и здоровья населения, оказанию медико-социальной помощи, реагированию на чрезвычайные ситуации и вооружённые конфликты.

Я МОГУ ОСТАНОВИТЬ ТУБЕРКУЛЁЗ!

За дополнительной информацией обращайтесь, пожалуйста, в:

Витебскую городскую организацию БОКК по тел/факс 47 64 83,

адрес электронной почты: Vitebsk_gorredcross@mail.ru

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.